МЮ́ЛЛЕР
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЮ́ЛЛЕР (Müller) Хайнер (9.1.1929, дер. Эппендорф, Саксония – 30.12.1995, Берлин), нем. драматург, режиссёр. Из семьи чиновника. Высшего образования не получил. С 1950 выступал с лит.-критич. статьями в периодике. В 1951 переселился в Вост. Берлин.
М. – один из лидеров европ. театра 2-й пол. 20 в., мастер языковой выразительности – в своём творчестве развивал традиции Б. Брехта. Драматургия М. трагедийна: в её основе – острые социальные и филос. противоречия. В т. н. производственных пьесах «Поправка к плану» («Die Korrektur», 1956), «Выскочка» («Der Lohndrücker», 1958), «Переселенка» («Die Umsiedlerin», 1961), «Стройка» («Der Bau», опубл. в 1965) М., применяя приём монтажа из арсенала политич. театра 1920-х гг., вскрыл глубинные диссонансы жизни в ГДР. В драмах-фантасмагориях «Битва» («Die Schlacht», 1951, пост. в 1974), «Германия. Смерть в Берлине» («Germania. Tod in Berlin», 1956, опубл. в 1971), «Жизнь Фридриха Гундлинга Прусского» («Leben Gundlings Friedrich von Preußen», 1976), «Германия 3» («Germania 3», 1995) М., прибегнув к гротеску и гиперболизации, запечатлел переломные моменты истории Германии. Во многих пьесах М. обращался к сюжетам античной мифологии, придавая им актуальный политич. смысл: драмы «Филоктет» («Philoktet», 1958, опубл. в 1964), «Геракл 5» («Herakles 5», 1974), «Тиран Эдип» («Ödipus, Tyrann», 1967). Использовал также сюжеты лит. произведений: пьесы «Макбет» («Macbeth», 1971), «Гамлет-машина» («Die Hamletmaschine», 1977; антитоталитарная притча, одна из лучших драм М.) – по трагедиям У. Шекспира; «Цемент» («Zement», 1972) – по роману Ф. В. Гладкова; драматургич. цикл «Волоколамское шоссе» («Wolokolamsker Chausse», 1984–87) – по тетралогии А. А. Бека, и др. Зрелая драматургия М. – в русле постмодернизма; для неё характерно использование открытых структур, подразумевающих активное привлечение зрителя к сотворчеству: драма «Медея-материал» («Verkommenes Ufer Medeamaterial Landschaft mit Argonauten», 1982) и др. Среди произведений М.: лирика, эссе, автобиография («Eine Autobiographie», опубл. в 2005). В ГДР М. неоднократно подвергался критике за несоответствие его пьес принципам социалистического реализма. После значит. успеха драматургии М. в ФРГ и США отношение к нему стало более терпимым, М. был избран членом Академии искусств ГДР (1984). После объединения Германии выступал гл. обр. как режиссёр. В 1995 возглавил «Берлинер ансамбль».
Первая постановка пьесы М. в России осуществлена в 1992 в Театре на Таганке (Москва): драма «Квартет» («Quartett», 1981) по мотивам романа П. Шодерло де Лакло «Опасные связи» (реж. Т. Терзопулос).