Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЮ́ЛЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 600

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

МЮ́ЛЛЕР (Müller) Хай­нер (9.1.1929, дер. Эп­пен­дорф, Сак­со­ния – 30.12.1995, Бер­лин), нем. дра­ма­тург, ре­жис­сёр. Из се­мьи чи­нов­ни­ка. Выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. С 1950 вы­сту­пал с лит.-кри­тич. стать­я­ми в пе­рио­ди­ке. В 1951 пе­ре­се­лил­ся в Вост. Бер­лин.

М. – один из ли­де­ров ев­роп. те­ат­ра 2-й пол. 20 в., мас­тер язы­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти – в сво­ём твор­че­ст­ве раз­ви­вал тра­ди­ции Б. Брех­та. Дра­ма­тур­гия М. тра­ге­дий­на: в её ос­но­ве – ост­рые со­ци­аль­ные и фи­лос. про­ти­во­ре­чия. В т. н. про­из­вод­ст­вен­ных пье­сах «По­прав­ка к пла­ну» («Die Korrektur», 1956), «Вы­скоч­ка» («Der Lohndrücker», 1958), «Пе­ре­се­лен­ка» («Die Umsiedlerin», 1961), «Строй­ка» («Der Bau», опубл. в 1965) М., при­ме­няя при­ём мон­та­жа из ар­се­на­ла по­ли­тич. те­ат­ра 1920-х гг., вскрыл глу­бин­ные дис­со­нан­сы жиз­ни в ГДР. В дра­мах-фан­тас­ма­го­ри­ях «Бит­ва» («Die Schlacht», 1951, пост. в 1974), «Гер­ма­ния. Смерть в Бер­ли­не» («Germania. Tod in Berlin», 1956, опубл. в 1971), «Жизнь Фрид­ри­ха Гунд­лин­га Прус­ско­го» («Le­ben Gundlings Friedrich von Preußen», 1976), «Гер­ма­ния 3» («Germania 3», 1995) М., при­бег­нув к гро­те­ску и ги­пер­бо­ли­за­ции, за­пе­чат­лел пе­ре­лом­ные мо­мен­ты ис­то­рии Гер­ма­нии. Во мно­гих пье­сах М. об­ра­щал­ся к сю­же­там ан­тич­ной ми­фо­ло­гии, при­да­вая им ак­ту­аль­ный по­ли­тич. смысл: дра­мы «Фи­лок­тет» («Philoktet», 1958, опубл. в 1964), «Ге­ракл 5» («Herakles 5», 1974), «Ти­ран Эдип» («Ödipus, Tyrann», 1967). Ис­поль­зо­вал так­же сю­же­ты лит. про­из­ве­де­ний: пье­сы «Мак­бет» («Macbeth», 1971), «Гам­лет-ма­ши­на» («Die Hamlet­ma­schine», 1977; ан­ти­то­та­ли­тар­ная прит­ча, од­на из луч­ших драм М.) – по траге­ди­ям У. Шек­спи­ра; «Це­мент» («Ze­ment», 1972) – по ро­ма­ну Ф. В. Глад­кова; дра­ма­тур­гич. цикл «Во­ло­ко­лам­ское шос­се» («Wolokolamsker Chausse», 1984–87) – по тет­ра­ло­гии А. А. Бе­ка, и др. Зре­лая дра­ма­тур­гия М. – в рус­ле по­стмо­дер­низ­ма; для неё ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние от­кры­тых струк­тур, под­ра­зу­ме­ваю­щих ак­тив­ное при­вле­че­ние зри­те­ля к со­твор­че­ст­ву: дра­ма «Ме­дея-ма­те­ри­ал» («Verkommenes Ufer Me­dea­ma­terial Landschaft mit Argonauten», 1982) и др. Сре­ди про­из­ве­де­ний М.: ли­ри­ка, эс­се, ав­то­био­гра­фия («Eine Auto­biographie», опубл. в 2005). В ГДР М. не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся кри­ти­ке за не­со­от­вет­ст­вие его пьес прин­ци­пам со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма. По­сле зна­чит. ус­пе­ха дра­ма­тур­гии М. в ФРГ и США от­но­ше­ние к не­му ста­ло бо­лее тер­пи­мым, М. был из­бран чле­ном Ака­де­мии ис­кусств ГДР (1984). По­сле объ­е­ди­не­ния Гер­ма­нии вы­сту­пал гл. обр. как ре­жис­сёр. В 1995 воз­гла­вил «Бер­ли­нер ан­самбль».

Пер­вая по­ста­нов­ка пье­сы М. в Рос­сии осу­ще­ст­в­ле­на в 1992 в Те­ат­ре на Та­ган­ке (Мо­ск­ва): дра­ма «Квар­тет» («Quartett», 1981) по мо­ти­вам ро­ма­на П. Шо­дер­ло де Лак­ло «Опас­ные свя­зи» (реж. Т. Тер­зо­пу­лос).

Соч.: Gedichte. Fr./M., 1998–2008. Bd 1–12; Сти­хи из раз­ных книг // Ино­стран­ная ли­те­ра­ту­ра. 2009. № 10.

Лит.: Hauschild J. Ch. H. Müller oder das Prin­zip Zweifel. B., 2001; Kalb J. The theater of H. Müller. Camb., 2001; Heiner-Müller-Hand­buch: Leben, Werk, Wirkung / Hrsg. H.-Th. Lehmann. Stuttg.; Weimar, 2003.

Вернуться к началу