МУ́ЗИЛЬ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУ́ЗИЛЬ (Musil) Роберт (6.11.1880, Клагенфурт – 15.4.1942, Женева, Швейцария), австр. писатель. Родился в семье профессора математики. Учился в воен. школе (1892–97); в 1898–1901 изучал машиностроит. и инж. дело в Технич. ин-те в Брюнне (ныне Брно, Чехия), работал в Технич. ин-те в Штутгарте (1902–03). Отказавшись от профессии инженера, изучал философию, логику и эксперим. психологию в Берлинском ун-те (1903–1908). С 1911 по 1914 библиотекарь в Технич. ин-те в Вене. В 1914–17 на итал. фронте; в 1918–20 служил консультантом в воен. мин-ве в Вене. В 1931 переехал в Берлин; в 1933 после прихода к власти нацистов вернулся в Вену. В 1938 эмигрировал в Швейцарию.
Первое опубликованное произведение – автобиографич. роман «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» («Die Verwirrungen des Zöglings Törleß», 1906, рус. пер. 1992), в центре которого – анализ внутр. состояний формирующейся творческой личности и открывающиеся ей перспективы внерационального познания мира; роман был воспринят критикой как опыт натуралистич. исследования закрытой среды образоват. учреждения. В сб-ке новелл «Соединения» («Vereinigungen», 1911, рус. пер. 1999) о женщинах, постигающих себя и своё любовное чувство, М. осуществил худож. эксперимент, практически полностью сняв разграничение между внешним миром и ощущениями персонажей. С 1921 выступал как театральный и лит. критик; написал пьесу «Мечтатели» («Die Schwärmer», 1921). Новеллы сб-ка «Три женщины» («Drei Frauen», 1924) объединены «сверхтемой» сочетания мужского (активного, интеллектуального) и женского (пассивного, чувственного) начал; центр. новелла – «Тонка» («Tonka», рус. пер. 1970), первоначально задуманная как роман и основанная на автобиографич. материале, представляет собой тонкий и точный психологич. этюд, рисующий трагич. историю любовных отношений молодого человека из «высшей» среды и девушки «из народа». С сер. 1920-х гг. М. полностью посвятил себя работе над романом «Человек без свойств» («Der Mann ohne Eigenschaften», 1930–43, не окончен; рус. пер., т. 1–2, 1984), ставшим крупнейшим явлением интеллектуальной литературы 20 в. При жизни М. увидели свет 1-я книга романа «Путешествие на край возможного» (1930) и 38 глав 2-й книги «В тысячелетнее царство» (1933). Ещё 20 глав были подготовлены М. к печати в 1938, но книга не вышла из-за вступления нацистов в Австрию. В 1943 вдова писателя издала дополнит. том, содержавший главы из романа М. В наиболее полном виде произведение было опубликовано в 1952. М. соединил в своей книге сатирич. повествование с философско-утопич. линией: «параллельная акция» – подготовка к 60-летнему юбилею правления австр. имп. Франца Иосифа I и поиски «австрийской идеи», способной объединить мир, – предстаёт как сатирич. обозрение филос., этич., научного и политич. наследия зап. цивилизации, находящейся на краю гибели в канун 1-й мировой войны. Гл. персонаж романа – Ульрих, «человек без свойств», обладает многообразными свойствами выдающейся личности, однако не способен связать «чувство возможности» с «чувством реальности», найти им достойное воплощение в мире «повторения подобного», в обществе «свойств без человека». Мыслительные эксперименты героя, берущего «отпуск от жизни», отказывающегося от карьеры военного, инженера и учёного-математика, образуют философско-утопич. составляющую (внутр. сюжет) романа и связаны с поисками героем «истинной жизни», подлинного бытия. Осмысление худож. творчества и искусства в целом – в книге эссе и миниатюр «Прижизненное наследие» («Nachlaß zu Lebzeiten», 1936).