Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУ́ЗИЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 401-402

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Белобратов

МУ́ЗИЛЬ (Musil) Ро­берт (6.11.1880, Кла­ген­фурт – 15.4.1942, Же­не­ва, Швей­ца­рия), австр. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье про­фес­со­ра ма­те­ма­ти­ки. Учил­ся в во­ен. шко­ле (1892–97); в 1898–1901 изу­чал ма­ши­но­стро­ит. и инж. де­ло в Тех­нич. ин-те в Брюн­не (ны­не Брно, Че­хия), ра­бо­тал в Тех­нич. ин-те в Штут­гар­те (1902–03). От­ка­зав­шись от про­фес­сии ин­же­не­ра, изу­чал фи­ло­со­фию, ло­ги­ку и экс­пе­рим. пси­хо­ло­гию в Бер­лин­ском ун-те (1903–1908). С 1911 по 1914 биб­лио­те­карь в Тех­нич. ин-те в Ве­не. В 1914–17 на итал. фрон­те; в 1918–20 слу­жил кон­суль­тан­том в во­ен. мин-ве в Ве­не. В 1931 пе­ре­ехал в Бер­лин; в 1933 по­сле при­хо­да к вла­сти на­цис­тов вер­нул­ся в Ве­ну. В 1938 эмиг­ри­ро­вал в Швей­ца­рию.

Пер­вое опуб­ли­ко­ван­ное про­из­ве­де­ние – ав­то­био­гра­фич. ро­ман «Душев­ные сму­ты вос­пи­тан­ни­ка Тёр­ле­са» («Die Ver­wirrun­gen des Zöglings Törleß», 1906, рус. пер. 1992), в цен­тре ко­то­ро­го – ана­лиз внутр. со­стоя­ний фор­ми­рую­щей­ся твор­че­ской лич­но­сти и от­кры­ваю­щие­ся ей пер­спек­ти­вы вне­ра­цио­наль­но­го по­зна­ния ми­ра; ро­ман был вос­при­нят кри­ти­кой как опыт на­ту­ра­ли­стич. ис­сле­до­ва­ния за­кры­той сре­ды об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ния. В сб-ке но­велл «Со­еди­не­ния» («Vereinigungen», 1911, рус. пер. 1999) о жен­щи­нах, по­сти­гаю­щих се­бя и своё лю­бов­ное чув­ство, М. осу­ще­ст­вил ху­дож. экс­пе­ри­мент, прак­ти­че­ски пол­но­стью сняв раз­гра­ни­че­ние ме­ж­ду внеш­ним ми­ром и ощу­ще­ния­ми пер­со­на­жей. С 1921 вы­сту­пал как те­ат­раль­ный и лит. кри­тик; на­пи­сал пье­су «Меч­та­те­ли» («Die Schwär­mer», 1921). Но­вел­лы сб-ка «Три жен­щи­ны» («Drei Frauen», 1924) объ­е­ди­не­ны «сверх­те­мой» со­че­та­ния муж­ско­го (ак­тив­но­го, ин­тел­лек­ту­аль­но­го) и жен­ско­го (пас­сив­но­го, чув­ст­вен­но­го) на­чал; центр. но­вел­ла – «Тон­ка» («Tonka», рус. пер. 1970), пер­во­на­чаль­но за­ду­ман­ная как ро­ман и ос­но­ван­ная на ав­то­био­гра­фич. ма­те­риа­ле, пред­став­ля­ет со­бой тон­кий и точ­ный пси­хо­ло­гич. этюд, ри­сую­щий тра­гич. ис­то­рию лю­бов­ных от­но­ше­ний мо­ло­до­го че­ло­ве­ка из «выс­шей» сре­ды и де­вуш­ки «из на­ро­да». С сер. 1920-х гг. М. пол­но­стью по­свя­тил се­бя ра­бо­те над ро­ма­ном «Че­ло­век без свойств» («Der Mann ohne Eigenschaften», 1930–43, не окон­чен; рус. пер., т. 1–2, 1984), став­шим круп­ней­шим яв­ле­ни­ем ин­тел­лек­ту­аль­ной ли­те­ра­ту­ры 20 в. При жиз­ни М. уви­де­ли свет 1-я кни­га ро­ма­на «Пу­те­ше­ст­вие на край воз­мож­но­го» (1930) и 38 глав 2-й кни­ги «В ты­ся­че­лет­нее цар­ст­во» (1933). Ещё 20 глав бы­ли под­го­тов­ле­ны М. к пе­ча­ти в 1938, но кни­га не вы­шла из-за всту­п­ле­ния на­цис­тов в Ав­ст­рию. В 1943 вдо­ва пи­са­те­ля из­да­ла до­пол­нит. том, со­дер­жав­ший гла­вы из романа М. В наи­бо­лее пол­ном ви­де про­из­ве­де­ние бы­ло опуб­ли­ко­ва­но в 1952. М. со­еди­нил в сво­ей кни­ге са­ти­рич. по­ве­ст­во­ва­ние с фи­ло­соф­ско-уто­пич. ли­ни­ей: «па­рал­лель­ная ак­ция» – под­го­тов­ка к 60-лет­не­му юби­лею прав­ле­ния австр. имп. Фран­ца Ио­си­фа I и по­ис­ки «ав­ст­рий­ской идеи», спо­соб­ной объ­еди­нить мир, – пред­ста­ёт как са­ти­рич. обо­зре­ние фи­лос., этич., на­уч­но­го и по­ли­тич. на­сле­дия зап. ци­ви­ли­за­ции, на­хо­дя­щей­ся на краю ги­бе­ли в ка­нун 1-й ми­ро­вой вой­ны. Гл. пер­со­наж ро­ма­на – Уль­рих, «че­ло­век без свойств», об­ла­да­ет мно­го­об­раз­ны­ми свой­ст­ва­ми вы­даю­щей­ся лич­но­сти, од­на­ко не спо­со­бен свя­зать «чув­ст­во воз­мож­но­сти» с «чув­ст­вом ре­аль­но­сти», най­ти им до­стой­ное во­пло­ще­ние в ми­ре «по­вто­ре­ния по­доб­но­го», в об­ще­ст­ве «свойств без че­ло­ве­ка». Мыс­ли­тель­ные экс­пе­ри­мен­ты ге­роя, бе­ру­ще­го «от­пуск от жиз­ни», от­ка­зы­ваю­ще­го­ся от карь­е­ры во­ен­но­го, ин­же­не­ра и учё­но­го-ма­те­ма­ти­ка, об­ра­зу­ют фи­ло­соф­ско-уто­пич. со­став­ляю­щую (внутр. сю­жет) ро­ма­на и свя­за­ны с по­ис­ка­ми ге­ро­ем «ис­тин­ной жиз­ни», под­лин­но­го бы­тия. Ос­мыс­ле­ние ху­дож. твор­че­ст­ва и ис­кус­ст­ва в це­лом – в кни­ге эс­се и миниа­тюр «При­жиз­нен­ное на­сле­дие» («Na­chlaß zu Lebzeiten», 1936).

Соч.: Gesammelte Werke. Reinbek, 1978. [Bd 1–9]; Ма­лая про­за: В 2 т. М., 1999.

Лит.: Berghahn W. R. Musil in Selbstzeug­nissen und Bilddokumenten. Reinbek, 1963; Roth M.-L. R. Musil. Ethik und Ästhetik. Münch., 1972; За­тон­ский Д. В. Пре­ди­сло­вие к пуб­ли­ка­ции «Этю­дов об ис­кус­ст­ве» Р. Му­зи­ля // Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры. 1972. № 11; Ад­мо­ни ВГ. «Че­ло­век без свойств» Р. Му­зи­ля // Ад­мо­ни ВГ. По­эти­ка и дей­ст­ви­тель­ность. Л., 1975; Schneider R. Die problematisierte Wirklichkeit: Leben und Werk R. Musils. B., 1975; Arntzen H. Musil-Kommentar. Münch., 1980. Bd 1–2; Willemsen R. R. Musil. Vom intellektuellen Eros. Münch., 1985; Ка­рель­ский А. В. Уто­пии и ре­аль­ность (Про­за Р. Му­зи­ля) // Ка­рель­ский А. В. От ге­роя к че­ло­ве­ку. М., 1990; Бе­ло­бра­тов АВ. Р. Му­зиль. Ме­тод и ро­ман. Л., 1990; Пав­ло­ва Н. С. Уро­ки Му­зи­ля. По­эти­ка ро­ма­на «Че­ло­век без свойств» // Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры. 2000. № 5; Corino K. R. Musil. Eine Biographie. Rein­bek, 2003.

Вернуться к началу