МОРУА́
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРУА́ (Maurois) Андре (псевд.; наст. имя и фам. Эмиль Соломон Вильгельм Эрзог, Herzog) (26.7.1885, Эльбёф, близ Руана – 9.10.1967, Нёйи-сюр-Сен), франц. писатель, чл. Франц. академии (1938). Из состоятельной семьи евр. промышленников. Учился в руанском коллеже (1897–1901), где проявлял склонность к гуманитарным дисциплинам, преим. к лит-ре и эстетике; работал на суконной фабрике, принадлежавшей отцу. В 1-ю мировую войну служил переводчиком в англ. войсках. Во время фашистской оккупации Франции жил в США, где преподавал в Ун-те Канзаса. В 1943–46 путешествовал по Африке; с 1946 жил во Франции.
Дебютировал пронизанными патриотич. пафосом юмористич. повестями о войне: «Полковник Брэмбл и его друзья» («Les silences du colonel Bramble», 1918, рус. пер. 1992) и «Речи доктора О’Грэди» («Les discours du docteur O’Grady», 1922). Известность получили созданные в традициях реализма и под влиянием филос. концепции Алена социально-психологич. романы, посвящённые жизни франц. буржуа: «Бернар Кенэ» («Bernard Quesnay», 1926), «Превратности любви» («Climats», 1928, рус. пер. 1930), «Семейный круг» («Le cercle de famille», 1932, рус. пер. 1966), «Инстинкт счастья» («L’instinct du bonheur», 1934) и др. Наибольшую славу снискали биографич. романы «Ариэль, или Жизнь Шелли» («Ariel ou la Vie de Shelley», 1923, рус. пер. 1925), «Жизнь Дизраэли» («La vie de Disraeli», 1927, рус. пер. 1934), «Дон Жуан, или Жизнь Байрона» («Don Juan ou la vie de Byron», 1930, рус. пер. 1936), «Тургенев» («Tourguéniev», 1931, рус. пер. 2001), «Рене, или Жизнь Шатобриана» («René ou la vie de Châteaubriand», 1938), «В поисках Марселя Пруста» («A la recherche de Marcel Proust», 1949), «Лелия, или Жизнь Жорж Санд» («Lélia ou la vie de George Sand», 1952; в рус. пер. 1967 – «Жорж Санд»), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» («Olympio ou la vie de Victor Hugo», 1954, рус. пер. 1971), «Три Дюма» («Les trois Dumas», 1957, рус. пер. 1962) и др. В биографич. сочинениях М., отмеченных беспристрастностью изложения, психологизмом и тонким стилистич. изяществом, документальные факты соединяются с романич. вымыслом; теория жанра изложена М. в кн. «Аспекты биографии» («Aspects de la biographie», 1928). Среди др. произведений М.: сборники эссе, в т. ч. «Письма незнакомке» («Lettres а̀ l’inconnue», 1956, рус. пер. 1983) и «Искусство беседы» («Conversation», 1964, рус. пер. 1983); новеллистика; труды по истории Европы и США, книги для детей, автобиография.