Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИХА́ЙЛОВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 492

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. И. Сазонова

МИХА́ЙЛОВ Алек­сандр Вик­то­ро­вич (24.12.1938, Пет­ро­за­водск – 18.9.1995, Мо­ск­ва), рос. ли­те­ра­ту­ро­вед, куль­ту­ро­лог, пе­ре­во­дчик. Окон­чил фи­ло­ло­гич. ф-т МГУ (1961). В 1964–66 ра­бо­тал в издатель­стве «Искус­ст­во», с 1966 – в Институте ис­то­рии ис­кусств Мин-ва куль­ту­ры СССР (с 1978 Все­со­юз­ный НИИ ис­кус­ст­во­зна­ния; сек­тор эс­те­ти­ки, сек­тор совр. зап. иск-ва), с 1981 – в ИМЛИ (от­дел тео­рии ли­те­ратуры, с 1988 зав. от­де­лом), а так­же (с 1991) – в Моск. конс. Пе­ча­тал­ся с 1962.

Ав­тор ра­бот по ис­то­рии лит-ры и куль­ту­ры Гер­ма­нии, Ав­ст­рии, Швей­ца­рии, в ко­то­рых пред­став­лен ана­лиз сти­ле­вых сис­тем ба­рок­ко, би­дер­май­е­ра, ро­ман­тиз­ма и др. Опи­ра­ясь на идеи ис­то­рич. по­эти­ки Алек­сан­д­ра Н. Ве­се­лов­ско­го, а так­же фи­ло­ло­гич. и фи­лос. тра­ди­ции нем. гер­ме­нев­ти­ки (В. Диль­тей, Э. Ау­эр­бах, Э. Р. Кур­ци­ус, Х. Г. Га­да­мер), соз­дал фун­дам. кон­цеп­цию ди­на­мич. мо­де­ли ев­роп. лит-ры, вы­де­лив пла­сты до­ри­то­ри­че­ской, ри­то­ри­че­ской и ан­ти­ри­то­ри­че­ской сло­вес­но­сти. Пе­ре­во­дил про­из­ве­де­ния Э. Т. А. Гоф­ма­на, В. Гум­больд­та, Жан По­ля, Ф. Гриль­пар­це­ра, А. Шо­пен­гау­эра, Ф. Ниц­ше, Э. Гус­сер­ля, Т. Адор­но и др. За­ни­мал­ся проб­ле­ма­ми муз. эс­те­ти­ки.

Соч.: Про­бле­мы ис­то­ри­че­ской по­эти­ки в ис­то­рии не­мец­кой куль­ту­ры. М., 1989; М. Хай­дег­гер: че­ло­век в ми­ре. М., 1990; Язы­ки куль­ту­ры. М., 1997; Му­зы­ка в ис­то­рии куль­ту­ры. М., 1998; Об­рат­ный пе­ре­вод. М., 2000; Из­бран­ное. Ис­то­ри­че­ская по­эти­ка и гер­ме­нев­ти­ка. СПб., 2006; Из­бран­ное. За­вер­ше­ние ри­то­ри­че­ской эпо­хи. СПб., 2007; Ме­то­ды и сти­ли ли­те­ра­ту­ры. М., 2008; Из­бран­ное. Фе­но­ме­но­ло­гия ав­ст­рий­ской куль­ту­ры. СПб., 2009.

Вернуться к началу