Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИСИ́МА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 449-450

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Торопыгина

МИСИ́МА Юкио (псевд.; наст. имя Хи­рао­ка Ки­ми­та­кэ) (14.1.1925, То­кио – 25.11.1970, там же), япон. пи­са­тель, дра­ма­тург. Ро­дил­ся в се­мье круп­но­го гос. чи­нов­ни­ка. Окон­чил юри­дич. ф-т То­кий­ско­го ун-та (1947), ра­бо­тал в Мин-ве фи­нан­сов (1947–48). Про­бо­вал свои си­лы как ак­тёр, ре­жис­сёр те­ат­ра и ки­но, фо­то­граф, ди­ри­жёр; про­сла­вил­ся эпа­таж­ным по­ве­де­ни­ем. Изу­чал зап. куль­ту­ру (пре­ж­де все­го др.-греч. эс­те­ти­ку, фи­ло­со­фию Ф. Ниц­ше), ис­по­ве­до­вал ульт­ра­пра­вые мо­нар­хи­ст­ские взгля­ды. В 1968 соз­дал на­цио­на­ли­стич. вое­ни­зи­ро­ван­ную орг-цию «Об­ще­ст­во щи­та»; в 1970 пы­тал­ся под­нять мя­теж на во­ен. ба­зе в То­кио, по­сле про­ва­ла ко­то­ро­го со­вер­шил ха­ра­ки­ри.

Де­бю­ти­ро­вал сбор­ни­ком но­велл «Цве­ту­щая ро­ща» («Ха­над­за­ка­ри-но мо­ри», 1944), опуб­ли­ко­ван­ном при со­дей­ст­вии Ясу­на­ри Ка­ва­ба­ты. Гл. те­ма М. – кра­со­та (час­то об­на­ру­жи­вае­мая в эс­те­ти­зи­ро­ван­ном амо­ра­лиз­ме и раз­но­об­раз­ных от­кло­не­ни­ях, вос­при­ни­мае­мых боль­шин­ст­вом как бо­лез­нен­ные урод­ст­ва) в её не­раз­рыв­ной свя­зи со смер­тью: ро­ма­ны «Шум при­боя» («Сио­сай», 1954, рус. пер. 2002), «Жа­ж­да люб­ви» («Ай-но ка­ва­ки», 1950, рус. пер. 2000), «Зо­ло­той храм» («Кин­ка­куд­зи», 1956, рус. пер. 1989) и др. Боль­шую из­вест­ность М. при­нёс от­час­ти ав­то­био­гра­фич. ро­ман «Ис­по­ведь мас­ки» («Ка­мэн-но ко­ку­ха­ку», 1949, рус. пер. 1994), от­ра­зив­ший влия­ние фрей­диз­ма и про­ник­ну­тый са­до­ма­зо­хи­ст­ски­ми и го­мо­сек­су­аль­ны­ми мо­ти­ва­ми. Сре­ди др. со­чи­не­ний: пье­сы «Мар­ки­за де Сад» («Са­до ко­ся­ку фуд­зин», 1965, рус. пер. 2000), «Мой друг Гит­лер» («Ва­га то­мо хи­ту­ра», 1968, рус. пер. 2000); про­из­ве­де­ния в тра­ди­ци­ях япон. те­ат­ра (1950–65), эс­се. Мн. про­из­ве­де­ния М. эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны.

Соч.: Дзэн­сю. То­кио, 2000–2005. Т. 1–42; Ве­ер в за­лог люб­ви. Пье­сы-мас­ки в сти­ле те­ат­ра ноо. М., 2003.

Лит.: Yourcenar M. Misima, ou La vision du vide. P., 1981; Чхар­ти­шви­ли Г. Му­че­ни­че­ст­во свя­то­го Се­ба­сть­я­на, или За­во­ро­жен­ный смер­тью (Эс­те­ти­ка са­мо­раз­ру­ше­ния в твор­че­ст­ве Ю. Ми­си­мы) // Ино­стран­ная ли­те­ра­ту­ра. 1988. № 10; Nathan J. Mishima: a biography. [L.], 2000; Чан­цев А. В. Бунт кра­со­ты. Эс­те­ти­ка Ю. Ми­си­мы и Э. Ли­мо­но­ва. М., 2009.

Вернуться к началу