МИ́ЛЛЕР
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИ́ЛЛЕР Орест (Оскар) Фёдорович [4(16).8.1833, Гапсаль, Эстляндская губ., ныне Хаапсалу – 1(13).6.1889, С.-Петербург], рус. фольклорист, историк литературы, публицист. Родился в семье чиновника из обрусевших шведов. Окончил историко-филологич. факультет С.-Петерб. ун-та (1855; проф. с 1871). В магистерской дис. «О нравственной стихии в поэзии на основании исторических данных» (1858) сопоставил др.-инд., др.-греч., римскую и ср.-век. литературы, указав на наличие в них «вездесущих нравственных начал». С 1860-х гг. занимался фольклором. В 1862 создал первый учебный курс рус. фольклора («Опыт исторического обозрения русской словесности»).
М., разделяя многие положения мифологической школы, вместе с тем полагал, что мифология «давно уже не существует в сознании народа» и до неё «может только ощупью добираться наука». Докторская диссертация М. «Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское» (1869) – один из осн. трудов по изучению эпоса, в котором обстоятельно раскрыт худож. мир рус. былин. М. сравнил варианты былин, привёл к ним слав. и зап.-европ. параллели, выявил позднюю семантику архаичных сюжетных схем и связал своеобразие былин с рус. действительностью 10–17 вв. Считал, что в рус. эпосе централизующую функцию выполняет образ Ильи Муромца, который возвышается над всеми героями, являясь эталоном нравственности. М. впервые сосредоточил внимание на принципах изображения в эпосе человека, выявил специфику эпич. индивидуализации как обобщения свойств разных представителей одного этноса. М. выделил три историч. периода развития рус. эпоса: мифологический, эпохи Киевской Руси (включая время расцвета Владимиро-Суздальской земли) и Московский; подробно рассмотрел роль сказителей.
М. исследовал также нар. укр. думы, исторические песни, свадебный обряд. Во многих работах уделял внимание проблемам взаимосвязи фольклора и литературы. В созданной на основе лекций кн. «Русские писатели после Гоголя» (1–2-е издания под назв. «Публичные лекции…», 1874, 1878) рассмотрел творчество А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. Со славянофильских позиций вёл полемику с В. В. Стасовым (речи и статьи М. по славянскому вопросу собраны в кн. «Славянство и Европа», 1877).