Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИ́ЛЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 308-309

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. В. Зуева, А. А. Туаллагов (языкознание)

МИ́ЛЛЕР Все­во­лод Фё­до­ро­вич [7(19).4.1848, Мо­ск­ва – 5(18).11.1913, С.-Пе­тер­бург; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рос. фи­ло­лог, фольк­ло­рист, язы­ко­вед, эт­но­граф, ар­хео­лог, вос­то­ко­вед; акад. Пе­терб. АН (1911). Сын по­эта, пе­ре­во­дчи­ка и из­да­те­ля Ф. Б. Мил­ле­ра, из об­ру­сев­ших нем­цев. Окон­чил ис­то­ри­ко-фило­ло­гич. фа­куль­тет Моск. ун-та (1870). Изу­чал сан­скрит и древ­нюю ис­то­рию Во­сто­ка в Гер­ма­нии, Фран­ции, Че­хии. С 1877 в Моск. ун-те (проф. с 1886). Пред. эт­но­гра­фич. от­де­ла Об­ще­ст­ва лю­би­те­лей ес­те­ст­во­зна­ния, ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии (с 1881), пре­зи­дент это­го об­щест­ва (с 1889); хра­ни­тель Даш­ков­ско­го эт­но­гра­фич. му­зея в Мо­ск­ве (1884–1897), ди­рек­тор Ла­за­рев­ско­го ин­сти­ту­та вос­точ­ных язы­ков (1897–1911). Член Обще­ст­ва лю­би­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти­ (с 1872), Имп. Моск. ар­хео­ло­гич. об-ва (1875), Обще­ст­ва ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских­ (1887).

М. – гла­ва и круп­ней­ший пред­ста­ви­тель ис­то­ри­че­ской шко­лы в рус. фольк­ло­ри­сти­ке; осн. объ­ект его ис­сле­до­ва­ний – рус. эпос. Ус­мат­ри­вал пер­во­об­ра­зы бы­лин в др.-рус. ис­то­ри­че­ских пес­нях, соз­да­вав­ших­ся по го­ря­чим сле­дам со­бы­тий в бас­сей­не сред­не­го Днеп­ра и его вост. при­то­ков. По мне­нию М., их сла­га­ли проф. пев­цы, со­сре­до­то­чен­ные во­круг кня­зя и его дру­жи­ны. Позд­нее свой вклад в эпич. твор­че­ст­во вне­сли ка­за­ки, ско­мо­ро­хи и ка­ли­ки. Се­вер­но­рус­ские кре­сть­я­не яви­лись толь­ко хра­ни­те­ля­ми эпо­са, ус­во­ен­но­го их пред­ка­ми. М. от­ме­тил связь бы­тую­щей в 19 в. эпич. тра­ди­ции с Нов­го­род­ской зем­лёй и её ко­ло­ни­за­ци­он­ны­ми по­то­ка­ми (Оло­нец­кая и Ар­хан­гель­ская гу­бер­нии, Си­бирь). В ме­ха­низ­ме сло­же­ния бы­лин М. от­ме­чал два па­рал­лель­ных про­цес­са: ис­то­ри­за­цию (ска­зоч­ные сю­же­ты «при­кре­п­ля­ют­ся к ис­то­ри­че­ским име­нам и ис­то­ри­че­ским вре­ме­нам») и по­эти­за­цию («ис­то­ри­че­ская пес­ня, имев­шая сю­же­том ре­аль­ное со­бы­тие, те­ря­ет под влия­ни­ем по­эти­че­ско­го вы­мыс­ла свой ис­то­ри­че­ский ха­рак­тер, сме­ши­ва­ясь с чис­то ска­зоч­ны­ми сю­же­та­ми»). От­ме­чал, что со­дер­жа­ние эпо­са за­пе­чат­ле­ло пе­ст­ро­ту раз­ных со­ци­аль­ных сло­ёв и ис­то­рич. об­стоя­тельств. Ши­ро­ко при­вле­кая ле­то­пи­си, ис­то­рич. и лит. па­мят­ни­ки, М. раз­ра­бо­тал прин­ци­пы со­от­не­се­ния сю­же­тов и ге­ро­ев уст­ных эпич. про­из­ве­де­ний с ре­аль­ны­ми со­бы­тия­ми и ли­ца­ми. За­ни­мал­ся фи­ло­ло­гич. ана­ли­зом рус. бы­лин и ис­то­рич. пе­сен. Он рас­крыл ис­то­рию соз­да­ния и эво­лю­ции мн. про­из­ве­де­ний рус. эпо­са, дал ана­лиз тех­нич. приё­мов его сло­же­ния.

М. ис­сле­до­вал ис­то­рию, куль­ту­ру и язы­ки на­ро­дов Кав­ка­за, ку­да со­вер­шил неск. по­ез­док для сбо­ра линг­ви­стич., фольк­лор­ных, эт­но­гра­фич. и ар­хео­ло­гич. ма­те­риа­лов. Ему при­на­дле­жит пер­вая се­рьёз­ная по­пыт­ка си­сте­ма­тич. изу­че­ния древ­но­стей Че­чни. За­ло­жил на­уч. ос­но­вы ис­сле­до­ва­ния груз. ле­то­пи­сей и эпо­са «Ами­ра­ниа­ни». Ос­но­во­по­лож­ник на­уч. осе­ти­но­ве­де­ния; соз­дал тру­ды по язы­ку, фоль­кло­ру, куль­ту­ре и ис­то­рии осе­тин и их пред­ков [«Осе­тин­ские этю­ды» (ч. 1–3, 1881–87)], пер­вую ис­то­рич. грам­ма­ти­ку осет. яз. «Die Sprache der Osseten» (1903), из­дан­ный пос­ле смер­ти ав­то­ра «Осе­тин­ско-рус­ско-не­мец­кий сло­варь» (т. 1–3, 1927–34), внёс вклад в ос­ве­ще­ние про­ис­хож­де­ния нарт­ско­го эпо­са. Ав­тор ра­бот по тат­ско­му яз. (лек­си­ка, грам­ма­ти­ка, мор­фо­ло­гия, фо­не­ти­ка). Со­ста­вил ре­цен­зии прак­ти­чес­ки на все вы­шед­шие при его жиз­ни «Сбор­ни­ки ма­те­риа­лов для опи­са­ния мест­но­стей и пле­мён Кав­ка­за».

Из­да­вал в 1879–80 (совм. с М. М. Ко­ва­лев­ским) ж. «Кри­ти­чес­кое обоз­ре­ние», в 1885–88 – «Сбор­ник ма­те­риа­лов по эт­но­гра­фии, из­да­вае­мый при Даш­ков­ском эт­но­гра­фи­чес­ком му­зее». Один из ос­но­ва­те­лей, со­ста­ви­тель и ре­дак­тор ж. «Эт­но­гра­фи­чес­кое обоз­ре­ние» (с 1889).

Соч.: Очер­ки арий­ской ми­фо­ло­гии в свя­зи с древ­ней­шей куль­ту­рой. М., 1876. Т. 1: Ас­ви­ны – Дио­ску­ры; Взгляд на «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве». М., 1877; Ру­ко­вод­ст­во к изу­че­нию сан­скри­та. (Грам­ма­ти­ка, тек­сты, сло­варь). СПб., 1891 (совм. с Ф. И. Кна­уэ­ром); Экс­кур­сы в об­ласть рус­ско­го на­род­но­го эпо­са. М., 1892; Очер­ки рус­ской на­род­ной сло­вес­но­сти. М.; Л., 1897–1924. Т. 1–3; На­род­ный эпос и ис­то­рия / Сост., вступ. ст., ком­мент. С. Н. Аз­бе­ле­ва. М., 2005; Фольк­лор на­ро­дов Се­вер­но­го Кав­ка­за: тек­сты, ис­сле­до­ва­ния / Сост. А. И. Алие­ва; под­гот. тек­ста, пер. М. И. Исае­ва. М., 2008.

Лит.: Оль­ден­бург С. В. Ф. Мил­лер // Рус­ская мысль. 1913. Кн. 12; Со­ко­лов Б. М. Ака­де­мик В. Ф. Мил­лер как ис­сле­до­ва­тель рус­ско­го бы­ле­во­го эпо­са. П., 1914; Спе­ран­ский М. В. Ф. Мил­лер. М., 1914 (библ.); Мар­ков А. В. Об­зор тру­дов В. Ф. Мил­ле­ра по на­род­ной сло­вес­но­сти. П., 1916; Куз­не­цов В. А. Ака­де­мик В. Ф. Мил­лер как ар­хео­лог-кав­ка­зо­вед // Сбор­ник тру­дов Ин­сти­ту­та ис­то­рии, эко­но­ми­ки, язы­ка и ли­те­ра­ту­ры. Ор­джо­ни­кид­зе, 1976. Т. 31; Цу­лая Г. В. Гру­зи­но­вед­чес­кие ин­те­ре­сы В. Ф. Мил­ле­ра // Очер­ки ис­то­рии рус­ской эт­но­гра­фии, фоль­кло­ри­сти­ки и ан­тро­по­ло­гии. М., 1978. Вып. 8; Бог­да­нов В. В. В. Ф. Мил­лер. К сто­ле­тию со дня рож­де­ния (1848–1948). Очерк из ис­то­рии рус­ской ин­тел­ли­ген­ции и рус­ской нау­ки // Там же. М., 1988. Вып. 10; Дмит­рие­ва С. И. В. Ф. Мил­лер о гео­гра­фи­че­ском рас­про­стра­не­нии бы­лин и со­вре­мен­ное со­стоя­ние про­бле­мы // Рус­ский фольк­лор. СПб., 1995. Т. 28: Эпи­чес­кие тра­ди­ции. Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния; Ту­ал­ла­гов А. А. В. Ф. Мил­лер и осе­ти­но­ве­де­ние. Вла­ди­кав­каз, 2010.

Вернуться к началу