МИ́ЛЛЕР
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИ́ЛЛЕР (Miller) Артур (17.10.1915, Нью-Йорк – 10.2.2005, Роксбери, штат Коннектикут), амер. драматург. Родился в семье евр. иммигрантов из польск. областей Рос. империи. Окончил Мичиганский ун-т (1938). Атмосфера «красных тридцатых» определила симпатии М. к левому движению и интерес к острым социальным проблемам на протяжении всего творч. пути. На раннем этапе испытал заметное влияние драматургии Г. Ибсена, А. П. Чехова, романов Ф. М. Достоевского. В годы 2-й мировой войны работал преим. в жанре радиопьесы. Лит. известность М. принесли роман «Фокус» («Focus», 1945, рус. пер. 2007), затрагивающий тему антисемитизма в амер. обществе, и пьеса «Все мои сыновья» («All my sons», 1947, рус. пер. 1948), в центре которой – нравственный конфликт, отразивший глубокие противоречия в амер. обществе 1-й пол. 1940-х гг. Успех постановки на Бродвее пьесы «Смерть коммивояжера» («Death of a salesman», 1949, рус. пер. 1956), отмеченной резко критич. отношением к ценностям амер. среднего класса, превратил М. в ведущего драматурга США. В образе гл. героя пьесы М. наглядно продемонстрировал несостоятельность мечтаний и надежд среднего американца в реальных условиях повседневной жизни. Опытом актуального прочтения нац. истории стала пьеса «Суровое испытание» («The crucible», 1953, рус. пер. 1955), проводившая прямую параллель между «охотой на ведьм» в амер. городке Сейлем в кон. 17 в. и маккартизмом 1950-х гг. В 1956 М. отказался давать показания в комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, был привлечён к судебной ответственности за неуважение к Конгрессу (в 1958 оправдан апелляционным судом). Повышенный интерес к внутренним переживаниям личности, оказывающейся в ситуации нравственного выбора, переосмысление традиц. проблематики семейной, социально-бытовой и филос. драмы характеризуют творчество М. 1960–1990-х гг.: пьесы «После грехопадения» («After the fall», 1964, рус. пер. 1989), «Это случилось в Виши» («Incident at Vichy», 1964, рус. пер. 1965), «Цена» («The price», 1967, рус. пер. 1968), «Потолок архиепископа» («The Archbishop’s ceiling», пост. в 1977), «Последний янки» («The last Yankee», 1991), «Разбитое стекло» («Broken glass», 1994) и др. Творчество этого периода отмечено разнообразием сюжетов (от перипетий собственной личной драмы до сказаний Ветхого Завета), драматургич. экспериментами. Опытом создания документальной драмы стала пьеса «Американские часы» («The American clock», 1980, рус. пер. 1988). Автор сб-ков рассказов и повестей, эссе и путевых заметок, мемуарно-автобиографич. кн. «Наплывы времени» («Timebends: a life», 1987, рус. пер., отд. изд. – 1998).