Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИ́ЛЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 308

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

МИ́ЛЛЕР (Miller) Ар­тур (17.10.1915, Нью-Йорк – 10.2.2005, Рок­сбе­ри, штат Кон­нек­ти­кут), амер. дра­ма­тург. Ро­дил­ся в се­мье евр. им­ми­гран­тов из польск. об­лас­тей Рос. им­пе­рии. Окон­чил Ми­чи­ган­ский ун-т (1938). Ат­мо­сфе­ра «крас­ных три­дца­тых» оп­ре­де­ли­ла сим­па­тии М. к ле­во­му дви­же­нию и ин­те­рес к ост­рым со­ци­аль­ным про­бле­мам на про­тя­же­нии все­го творч. пу­ти. На ран­нем эта­пе ис­пы­тал за­мет­ное влия­ние дра­ма­тур­гии Г. Иб­се­на, А. П. Че­хо­ва, ро­ма­нов Ф. М. Дос­то­ев­ско­го. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны ра­бо­тал пре­им. в жан­ре ра­дио­пье­сы. Лит. из­вест­ность М. при­нес­ли ро­ман «Фо­кус» («Focus», 1945, рус. пер. 2007), за­тра­ги­ваю­щий те­му ан­ти­се­ми­тиз­ма в амер. об­ще­ст­ве, и пье­са «Все мои сы­но­вья» («All my sons», 1947, рус. пер. 1948), в цен­тре ко­то­рой – нрав­ст­вен­ный кон­фликт, от­ра­зив­ший глу­бо­кие про­ти­во­ре­чия в амер. об­ще­ст­ве 1-й пол. 1940-х гг. Ус­пех по­ста­нов­ки на Брод­вее пье­сы «Смерть ком­ми­воя­же­ра» («Death of a salesman», 1949, рус. пер. 1956), отме­чен­ной рез­ко кри­тич. от­но­ше­ни­ем к цен­но­стям амер. сред­не­го клас­са, пре­вра­тил М. в ве­ду­ще­го дра­ма­тур­га США. В об­ра­зе гл. ге­роя пье­сы М. на­гляд­но про­де­мон­ст­ри­ро­вал не­со­стоя­тель­ность меч­та­ний и на­дежд сред­не­го аме­ри­кан­ца в ре­аль­ных ус­ло­ви­ях по­все­днев­ной жиз­ни. Опы­том ак­ту­аль­но­го про­чте­ния нац. ис­то­рии ста­ла пье­са «Су­ро­вое ис­пы­та­ние» («The crucible», 1953, рус. пер. 1955), про­во­див­шая пря­мую па­рал­лель ме­ж­ду «охо­той на ведьм» в амер. го­род­ке Сей­лем в кон. 17 в. и мак­кар­тиз­мом 1950-х гг. В 1956 М. от­ка­зал­ся да­вать по­ка­за­ния в ко­мис­сии по рас­сле­до­ва­нию ан­ти­аме­ри­кан­ской дея­тель­но­сти, был при­вле­чён к су­деб­ной от­вет­ствен­но­сти за не­ува­же­ние к Кон­грес­су (в 1958 оп­рав­дан апел­ля­ци­он­ным су­дом). По­вы­шен­ный ин­те­рес к внут­рен­ним пе­ре­жи­ва­ни­ям лич­но­сти, ока­зы­ваю­щей­ся в си­туа­ции нрав­ст­вен­но­го вы­бо­ра, пе­ре­ос­мыс­ле­ние тра­диц. про­бле­ма­ти­ки се­мей­ной, со­ци­аль­но-бы­то­вой и фи­лос. дра­мы ха­рак­те­ри­зу­ют твор­че­ст­во М. 1960–1990-х гг.: пье­сы «По­сле гре­хо­па­де­ния» («After the fall», 1964, рус. пер. 1989), «Это слу­чи­лось в Ви­ши» («Inci­dent at Vichy», 1964, рус. пер. 1965), «Це­на» («The price», 1967, рус. пер. 1968), «По­то­лок ар­хи­епи­ско­па» («The Archbishop’s ceiling», пост. в 1977), «По­след­ний ян­ки» («The last Yankee», 1991), «Раз­би­тое стек­ло» («Broken glass», 1994) и др. Твор­че­ст­во это­го пе­рио­да от­ме­че­но раз­но­об­ра­зи­ем сю­же­тов (от пе­ри­пе­тий соб­ст­вен­ной лич­ной дра­мы до ска­за­ний Вет­хо­го За­ве­та), дра­ма­тур­гич. экс­пе­ри­мен­та­ми. Опы­том соз­да­ния до­ку­мен­таль­ной дра­мы ста­ла пье­са «Аме­ри­кан­ские ча­сы» («The American clock», 1980, рус. пер. 1988). Ав­тор сб-ков рас­ска­зов и по­вес­тей, эс­се и пу­те­вых за­ме­ток, ме­му­ар­но-ав­то­био­гра­фич. кн. «На­плы­вы вре­ме­ни» («Timebends: a life», 1987, рус. пер., отд. изд. – 1998).

Соч.: Collected plays. N. Y., 1957. Vol. 1–2; Пье­сы. М., 1960.

Лит.: Ша­ми­на В. Б. Пу­ти раз­ви­тия аме­ри­кан­ской дра­мы: ис­то­ки, ти­по­ло­гия, тра­ди­ции. Ка­зань, 2007; Bigsby C. A. Miller. Camb. (Mass.), 2009; The Cambridge companion to A. Miller. 2nd ed. Camb.; N. Y., 2010.

Вернуться к началу