Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИ́ДЛТОН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 231

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Забалуев

МИ́ДЛТОН (Middleton) То­мас (кре­щён 18.4.1580, Лон­дон – 1627, Ньюинг­тон-Батс, граф­ст­во Сур­рей), англ. по­эт, дра­ма­тург. Ро­дил­ся в се­мье ка­мен­щи­ка. В 5 лет оси­ро­тел. В 1598–1600 учил­ся в Квинс-кол­лед­же в Окс­фор­де. В 1620–1627 за­ни­мал долж­ность гор. хро­ни­кё­ра Лон­до­на.

В кон. 1590-х – нач. 1600-х гг. вы­ступал пре­им. как са­ти­рик: по­эмы «Пе­ре­фра­зи­ро­ван­ная Пре­муд­рость Со­ло­мо­на» («The wisdom of Solomon paraphra­sed», ок. 1597) и «При­зрак Лук­ре­ции» («The ghost of Lucrece», 1600), на­пи­сан­ная стро­фой «Обес­че­щен­ной Лук­ре­ции» У. Шек­спи­ра; цикл из 6 ко­рот­ких «ворч­ли­вых са­тир» «Мик­ро­ци­ни­кон» («Mic­ro­сyni­con», 1599), ал­ле­го­рич. са­ти­ра «Чёр­ная кни­га» («The black book», 1604). Ран­ние ко­ме­дии М. про­дол­жа­ют тра­ди­цию Б. Джон­со­на; со вре­ме­нем от­кро­вен­ная са­ти­ра сме­ня­ет­ся тон­кой иро­нией: «чёр­ная» ко­ме­дия «Как на­дуть ста­ри­ка» («A trick to catch the old-one», пост. в 1604, изд. в 1608) и др. Вме­сте с Т. Дек­ке­ром при­ни­мал уча­стие в т. н. вой­не те­ат­ров про­тив Джон­со­на, ини­ци­и­ро­ван­ной Д. Мар­сто­ном.

Ус­пех М.-дра­ма­тур­гу при­нес­ла пье­са «Иг­ра в шах­ма­ты» («A game at chess», 1625), на­пи­сан­ная по слу­чаю не­удав­ше­го­ся сва­тов­ст­ва прин­ца Кар­ла (бу­ду­ще­го ко­ро­ля Англии и Шот­лан­дии Кар­ла I) к исп. ин­фан­те; из-за со­дер­жав­ших­ся в пье­се по­ли­тич. на­мё­ков на неё вско­ре был на­ло­жен за­прет. К чис­лу наи­бо­лее зна­чит. пьес М. от­но­сят­ся: т. н. городская ко­ме­дия «Не­вин­ная де­вуш­ка в Чип­сай­де» («A chaste maid in Cheap­side», соч. 1613, изд. в 1630), ри­сую­щая па­но­ра­му нра­вов Лон­до­на нач. 17 в. и от­ра­зив­шая влия­ние дра­ма­тур­гии Ф. Бо­мон­та и Дж. Флет­че­ра; тра­ге­дии «Жен­щи­ны, бе­ре­ги­тесь жен­щин» («Women be­ware women», пост. в 1621, изд. в 1657) с эле­мен­та­ми са­ти­рич. ко­ме­дии, «Обо­ро­тень» («The changeling», 1622; в со­ав­тор­ст­ве с ак­тё­ром У. Ро­ули) – свое­об­раз­ное ис­сле­до­ва­ние при­ро­ды стра­сти, пе­ре­кли­каю­щее­ся с исп. «дра­ма­ми чес­ти». Дра­ма­тур­гию М. от­ли­ча­ют за­пу­тан­ность сю­же­тов, крат­кость дра­ма­тич. экс­по­зи­ции и стре­ми­тель­ность дей­ст­вия. Че­ло­век в его пье­сах пред­ста­ёт ли­бо гру­бым и по­хот­ли­вым жи­вот­ным, ли­бо хит­ро­ум­ным ин­три­га­ном. М. при­знан наи­бо­лее ве­ро­ят­ным ав­то­ром «Тра­ге­дии мсти­те­ля» («The revenger’s tragedy», соч. 1607, изд. в 1616), од­ной из луч­ших пьес сво­его вре­ме­ни, со­че­таю­щей эле­мен­ты тра­ге­дии, ко­ме­дии, мо­ра­ли­те, бур­ле­ска, ме­ло­дра­мы. Сре­ди др. со­чи­не­ний М.: ко­ме­дия «Ша­лов­ли­вая дев­чон­ка» («The roaring girl», совм. с Т. Дек­ке­ром, изд. в 1611), тра­ги­ко­ме­дия «Ведь­ма» («The witch», изд. в 1778), мас­ки.

Соч.: The collected works. Oxf., 2007.

Лит.: Baines B. J. The lust motif in the plays of T. Middleton. Salzburg, 1973; Barker R. H. T. Middleton. Westport, 1974; Mulryne J. R. T. Middleton. Burnt Mill, 1979; Heine­mann M. Puritanism and theatre: T. Middleton and opposition drama under the early Stuarts. Camb., 1980; Herbert JH. Penitent brothellers: grace, sexuality, and genre in T. Middleton’s city co­medies. Newark; L., 2000.

Вернуться к началу