Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЩА́НСКАЯ ДРА́МА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 203

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Е. Хализев

МЕЩА́НСКАЯ ДРА́МА, жанр дра­ма­тур­гии 18 в. М. д. вос­про­из­во­дила серь­ёз­ные, ис­пол­нен­ные дра­ма­тиз­ма кон­флик­ты мо­раль­но­го и со­ци­аль­но-бы­то­во­го ха­рак­те­ра из жиз­ни пред­ста­ви­те­лей третье­го со­сло­вия, ко­то­рые изо­бра­жа­лись как по­бор­ни­ки доб­ро­де­те­ли и гу­ман­но­сти. Это отличало М. д. от жан­ров клас­си­ци­стич. дра­ма­тур­гии – тра­ге­дии с её ари­сто­кра­тич. ге­роя­ми и ко­ме­дии, где жизнь третье­го со­сло­вия пред­ста­ва­ла в ви­де ко­мич. слу­чай­но­стей и не­до­ра­зу­ме­ний. М. д. за­ро­ди­лась в Ве­ли­ко­бри­та­нии (Дж. Лил­ло, Э. Мур); наи­бо­лее из­вест­ные об­раз­цы жан­ра – «Мисс Са­ра Самп­сон» (1755) и «Эми­лия Га­лот­ти» (1772) Г. Э. Лес­син­га; «По­боч­ный сын» (1757) и «Отец се­мей­ст­ва» (1758) Д. Дид­ро; «Ев­ге­ния» П. Бо­мар­ше (1767) – под­го­то­ви­ли по­явле­ние в 19 в. со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. дра­мы. Ост­ро­той со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ки от­ли­ча­ет­ся дра­ма­тур­гия Л. С. Мер­сье, ко­то­рый, раз­ви­вая тра­ди­ции М. д., пы­тал­ся соз­дать реа­ли­стич. дра­му ге­ро­ич. ха­рак­те­ра. К М. д. об­ра­ща­лись также Я. М. Р. Ленц, Г. Л. Ваг­нер и др. В сво­их тео­ре­тич. ра­бо­тах соз­да­те­ли М. д. вы­сту­па­ли про­тив выс­прен­но­сти и са­мо­дов­лею­щей дек­ла­ма­ци­он­но­сти, ха­рак­тер­ных для класси­циз­ма­, за ес­те­ст­вен­ность, раз­го­вор­ность ин­то­на­ций и про­сто­ту сти­ля: «Бе­се­ды о "По­боч­ном сы­не"» (1757) и «Рас­су­ж­де­ние о дра­ма­ти­че­ской по­эзии» (1758) Дид­ро, «Очерк о серь­ёз­ном дра­ма­ти­че­ском жан­ре» Бо­мар­ше (1767), «Гам­бург­ская дра­ма­тур­гия» (т. 1–2, 1767–69) Лес­син­га, «О те­ат­ре, или Но­вый опыт о дра­ма­ти­че­ском ис­кус­ст­ве» Мер­сье (1773) и др.

На ру­бе­же 18–19 вв. зап.-ев­роп. М. д. те­ря­ет со­ци­аль­но-кри­тич. па­фос. По­эти­зи­руя фи­лан­тро­пию, бы­то­вую доб­ро­де­тель и на­пол­ня­ясь ме­ло­дра­ма­тич. ри­то­ри­кой, М. д. пре­вра­ща­ет­ся в чис­то раз­вле­ка­тель­ный жанр для ши­ро­кой «ни­зо­вой» пуб­ли­ки (А. В. Ифф­ланд, А. фон Ко­це­бу и др.).

В Рос­сии к М. д. близ­ки пье­сы М. М. Хе­ра­ско­ва («Друг не­сча­ст­ных», 1774) и М. И. Ве­рев­ки­на («Точь-в-точь», 1774, опубл. в 1785), во мно­гом под­го­то­вив­шие рус. сен­ти­мен­та­лизм. М. д. со­здали В. И. Лу­кин («Мот, лю­бо­вию ис­прав­лен­ный», 1765) и П. А. Пла­виль­щи­ков («Бо­быль», 1792; «Си­де­лец», 1807), те­ма­ти­кой и бы­то­вым ко­ло­ри­том сво­их пьес пред­вос­хи­тив­шие твор­че­ст­во А. Н. Ост­ров­ско­го.

Лит.: Ива­нов И. И. Фран­цуз­ская ме­щан­ская дра­ма. М., 1901; Да­ни­лов С. С. «Слез­ная ко­ме­дия» и «ме­щан­ская дра­ма» // Да­ни­лов С. С. Очер­ки по ис­то­рии рус­ско­го дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра. М.; Л., 1948; Wierlacher A. Das bür­gerliche Drama. Münch., 1968; Gaiffe F. Le drame en France au XVIII siècle. P., 1971; Pikulik L.«Brgerliches Trauerspiel» und Em­pfindsamkeit. Köln, 1981; Walach D. Der auf­re­chte Bürger, sein Welt und sein Theater. Münch., 1988; Szondi P. Die Theorie des bür­gerlichen Trauerspiels im 18. Jahrhundert. Fr./M., 2001.

Вернуться к началу