МЕЩА́НСКАЯ ДРА́МА
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЩА́НСКАЯ ДРА́МА, жанр драматургии 18 в. М. д. воспроизводила серьёзные, исполненные драматизма конфликты морального и социально-бытового характера из жизни представителей третьего сословия, которые изображались как поборники добродетели и гуманности. Это отличало М. д. от жанров классицистич. драматургии – трагедии с её аристократич. героями и комедии, где жизнь третьего сословия представала в виде комич. случайностей и недоразумений. М. д. зародилась в Великобритании (Дж. Лилло, Э. Мур); наиболее известные образцы жанра – «Мисс Сара Сампсон» (1755) и «Эмилия Галотти» (1772) Г. Э. Лессинга; «Побочный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758) Д. Дидро; «Евгения» П. Бомарше (1767) – подготовили появление в 19 в. социально-психологич. драмы. Остротой социальной проблематики отличается драматургия Л. С. Мерсье, который, развивая традиции М. д., пытался создать реалистич. драму героич. характера. К М. д. обращались также Я. М. Р. Ленц, Г. Л. Вагнер и др. В своих теоретич. работах создатели М. д. выступали против выспренности и самодовлеющей декламационности, характерных для классицизма, за естественность, разговорность интонаций и простоту стиля: «Беседы о "Побочном сыне"» (1757) и «Рассуждение о драматической поэзии» (1758) Дидро, «Очерк о серьёзном драматическом жанре» Бомарше (1767), «Гамбургская драматургия» (т. 1–2, 1767–69) Лессинга, «О театре, или Новый опыт о драматическом искусстве» Мерсье (1773) и др.
На рубеже 18–19 вв. зап.-европ. М. д. теряет социально-критич. пафос. Поэтизируя филантропию, бытовую добродетель и наполняясь мелодраматич. риторикой, М. д. превращается в чисто развлекательный жанр для широкой «низовой» публики (А. В. Иффланд, А. фон Коцебу и др.).
В России к М. д. близки пьесы М. М. Хераскова («Друг несчастных», 1774) и М. И. Веревкина («Точь-в-точь», 1774, опубл. в 1785), во многом подготовившие рус. сентиментализм. М. д. создали В. И. Лукин («Мот, любовию исправленный», 1765) и П. А. Плавильщиков («Бобыль», 1792; «Сиделец», 1807), тематикой и бытовым колоритом своих пьес предвосхитившие творчество А. Н. Островского.