Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́ЛИКА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 671-672

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Я. Л. Забудская

МЕ́ЛИКА (от греч. μέλος – пес­ня), др.-греч. пе­сен­ная ли­ри­ка. На­зва­ние от­ра­жа­ет ха­рак­тер­ную для др.-греч. ли­ри­ки связь по­этич. ис­пол­не­ния с муз. ак­ком­па­не­мен­том, как пра­ви­ло, на струн­ном ин­ст­ру­мен­те (ли­ра и её раз­но­вид­но­сти), и под­чёр­ки­ва­ет от­ли­чие от дек­ла­мац. жан­ров (ям­ба и эле­гии), ко­то­рые ис­пол­ня­лись ре­чи­та­ти­вом и ра­но ут­ра­ти­ли связь с му­зы­кой. Об­раз­цов му­зы­ки М. не со­хра­ни­лось; в свя­зи с этим опи­са­ния её муз. струк­ту­ры и де­та­лей ис­пол­нит. прак­ти­ки но­сят ги­по­те­тич. ха­рак­тер.

М. де­ли­лась на соль­ную (мо­но­ди­че­скую) и хо­ро­вую. От­ли­чие за­клю­ча­лось как в ма­не­ре ис­пол­не­ния, так и в язы­ке (соль­ная М. со­чи­ня­лась на эо­лий­ском и ио­ний­ском диа­лек­тах, хо­ро­вая – на до­рий­ском), функ­ци­ях и те­ма­ти­ке. Мо­но­дич. М. вы­ра­жа­ла ин­ди­ви­ду­аль­ные пе­ре­жи­ва­ния (лю­бовь, дру­же­ские чув­ст­ва, по­ли­тич. при­стра­стия, пе­ча­ли и ра­до­сти по­эта), хо­ро­вая при­уро­чи­ва­лась к об­ществ. со­бы­ти­ям и вклю­ча­ла в се­бя ре­ли­ги­оз­ную (гим­ны бо­гам) и мо­раль­но-эти­че­скую (раз­мыш­ле­ния о жиз­ни и судь­бе че­ло­ве­ка) те­ма­ти­ку.

Для М. ха­рак­тер­но сил­ла­бо-мет­рич. по­строе­ние; еди­ни­ца рит­ма –ло­га­эд, ко­то­рый на­зы­вал­ся по име­ни по­эта, при­ду­мав­ше­го дан­ный ритм или поль­зо­вав­ше­го­ся им ча­ще дру­гих (сре­ди них – сап­фи­че­ский, фа­ле­кей­ский, ал­ке­ев, аск­ле­пиа­дов стих, гли­ко­ней, фе­ре­кра­тей). В соль­ной М. стро­ки скла­ды­ва­лись в по­вто­ряю­щие­ся чет­ве­ро­стиш­ные стро­фы, так­же на­зы­вае­мые по име­нам соз­да­те­лей (сап­фи­че­ская стро­фа, ал­кее­ва стро­фа). В хо­ро­вой М. стро­фы бы­ли длин­нее и об­ра­зо­вы­ва­ли триа­ду: стро­фа, ан­ти­стро­фа и эпод.

Вре­мя рас­цве­та М. – 7–6 вв. до н. э. Ис­то­ки хо­ро­вой М. вос­хо­дят к твор­че­ст­ву Тер­пан­д­ра, ко­то­ро­му при­пи­сы­ва­ют со­вер­шен­ст­во­ва­ние ли­ры и уч­ре­ж­де­ние по­этич. со­стя­за­ний в Спар­те. Его про­дол­жа­те­ля­ми бы­ли Алк­ман в Спар­те (со­з­да­тель жан­ра пар­фе­ния – «де­вичь­ей пес­ни»), Ари­он в Ко­рин­фе (пре­об­ра­зо­ва­тель ди­фи­рам­ба), Сте­си­хор на Си­ци­лии (вклю­чив­ший в ли­рич. жанр ог­ром­ные объ­ё­мы ми­фо­ло­гич. ма­те­риа­ла) и Си­мо­нид с о. Ке­ос, соз­дав­ший жанр эпи­ни­кия. Жан­ры ди­фи­рам­ба и эпи­ни­кия раз­ви­вал за­тем Вак­хи­лид; са­мые яр­кие об­раз­цы хо­ро­вой оды, как счи­та­ет­ся, при­над­ле­жат Пин­да­ру.

В соль­ной М. наи­бо­лее зна­ме­ни­ты Ал­кей и Сап­фо, пред­ста­ви­те­ли эо­лий­ской М., вы­ра­жав­шие в сво­ей по­эзии дух куль­то­вых со­об­ществ: Ал­кей – по­ли­тич. ин­те­ре­сы муж­ско­го со­дру­же­ст­ва (ге­те­рии), Сап­фо – се­мей­ные цен­но­сти и взаи­мо­от­но­ше­ния внут­ри де­вичь­е­го объ­е­ди­не­ния (фиа­са). Об­раз стран­ст­вую­ще­го по­эта, вос­пе­ваю­ще­го ра­до­сти жиз­ни, за­сто­лье и без­за­бот­ную лю­бовь, соз­дан в по­эзии Анак­ре­он­та. Мно­гие по­эты вы­сту­па­ли и в хо­ро­вой, и в соль­ной М. (напр., Ивик).

Пе­сен­ный ха­рак­тер М. ут­ра­чен уже в эпо­ху эл­ли­низ­ма. Слож­ные мет­рич. схе­мы др.-греч. М., но уже без свя­зи с му­зы­кой, при­ме­ня­ли рим. по­эты.

Изд.: Poetarum Lesbiorum fragmenta / Ed. E. Lobel, D. L. Page. 2nd ed. Oxf., 1963; Greek lyric. Camb. (Mass.), 1982. Vol. 1: Sap­pho and Alcaeus / Ed. D. A. Campbell; Древ­не­гре­че­ская ме­ли­ка / Вступ. ст., ком­мент., сост. В. Н. Яр­хо. М., 1988; Эл­лин­ские по­эты VIII–III вв. до н. э.: эпос, эле­гия, ям­бы, ме­ли­ка / Под­гот. М. Л. Гас­па­ров, О. П. Цы­бен­ко, В. Н. Яр­хо. М., 1999.

Лит.: Bowra C. M. Greek lyric poetry from Alcman to Simonides. 2nd ed. Oxf., 1961; Гас­паров М. Л. Древ­не­гре­че­ская хо­ро­вая ли­ри­ка // Гас­па­ров М. Л. Из­бран­ные тру­ды. М., 1997. Т. 1; Ран­няя гре­че­ская ли­ри­ка: (миф, культ, ми­ро­воз­зре­ние, стиль) / Отв. ред. И. В. Шталь. СПб., 1999.

Вернуться к началу