МЕ́ЙЕР
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́ЙЕР (Meyer) Конрад Фердинанд (11.10.1825, Цюрих – 28.11.1898, Кильхберг, близ Цюриха), швейц. писатель. Писал на нем. яз. Из семьи гос. чиновника. Не получил законченного образования. Самостоятельно изучал историю и культуру Европы, интересовался живописью эпохи Возрождения (особенно творчеством Микеланджело). Овладев франц. яз., преподавал историю в Лозанне. В 1857–1858 совершил путешествие по Франции и Италии. Последние годы жизни М. провел в изоляции, страдая тяжёлым психич. расстройством.
Дебютировал как поэт: сб-ки «Двадцать баллад» («Zwanzig Balladen», 1864) и «Романсы и образы» («Romanzen und Bilder», 1870), в которых воспеты природа родного края и жизнь крестьян, не получили признания. В нач. 1870-х гг. М. увлёкся идеей централизации Германии, символом которой стал для него У. фон Гуттен: эпич. поэма «Последние дни Гуттена» («Huttens letzte Tage», 1871, сокр. рус. пер. 1958). Наибольшую известность М. принесла историч. проза, обращённая к эпохам Возрождения в Италии, Реформации в Швейцарии и Германии, религ. войнам во Франции и Англии. Документальная достоверность сочеталась в ней с передачей духовно-психологич. колорита изображаемого времени, повышенным вниманием к выдающимся личностям и их роли в истории: роман «Юрг Йенач» («Jürg Jenatsch», 1876, в рус. пер. – «Народный вождь Георгий Енач», 1918) из времён Тридцатилетней войны 1618–48, где М. даёт неоднозначную трактовку деятельности героя и ставит вопрос о неправомочности применения аморальных средств для достижения благородной цели; а также отразившие влияние П. Мериме новеллы «Святой» («Der Heilige», 1880, рус. пер. 1922), «Искушение Пескары» («Die Versuchung des Pescara», 1887, рус. пер. 1958), «Плавт в женском монастыре» («Plautus im Nonnenkloster», 1882, рус. пер. 1925), «Анджела Борджа» («Angela Borgia», 1891, рус. пер. 1902) и др., в которых М. воссоздал яркие драматич. коллизии из эпохи итал. Ренессанса.