Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕДИТАТИ́ВНАЯ ЛИ́РИКА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 490

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Ильичёв

МЕДИТАТИ́ВНАЯ ЛИ́РИКА (от лат. me­ditatio – раз­мыш­ле­ние), раз­но­вид­ность ли­ри­ки; по­этич. раз­мыш­ле­ние, ори­ен­ти­ро­ван­ное на осоз­на­ние и вы­яв­ле­ние глу­бин­ных за­ко­но­мер­но­стей бы­тия. Пер­вона­чаль­но М. л. раз­ви­ва­лась в ре­лиг. сфе­ре. К её ран­ним про­яв­ле­ни­ям мож­но от­не­сти сти­хо­тво­ре­ния Гри­го­рия Бо­го­сло­ва; ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние она по­лу­ча­ет в ср.-век. лат. по­эзии, где не­ред­ко слу­жит фор­мой вы­ра­же­ния лич­ных мис­тич. «умо­зре­ний» ав­то­ра (Хиль­де­гар­да Бин­ген­ская, Адам Сен-Вик­тор­ский и мн. др.). Од­ной из пер­вых раз­но­вид­но­стей свет­ской М. л. ста­ла клад­би­щен­ская по­эзия 17 – нач. 19 вв. с её раз­мыш­ле­ния­ми о не­из­беж­но­сти смер­ти и гря­ду­щем вос­кре­се­нии из мёрт­вых. Рас­цвет М. л. от­но­сит­ся к эпо­хе ро­ман­тиз­ма, ко­то­рый был скло­нен об­ле­кать свои фи­ло­с. идеи в по­этич. фор­му (Но­ва­лис в Гер­ма­нии, С. Т. Кол­ридж в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ф. И. Тют­чев в Рос­сии). По­этич. жан­ры, до­ми­ни­ро­вав­шие в М. л., ме­ня­лись от эпо­хи к эпо­хе: в ср.-век. М. л. пре­об­ла­да­ли гимн, се­к­вен­ция; в по­эзии клас­си­циз­ма – ода (ре­лиг.-фи­лос. оды Ф. Клоп­што­ка, Г. Р. Дер­жа­ви­на), в пе­ри­од ро­ман­тиз­ма – эле­гия. Од­на­ко ве­ду­щей фор­мой М. л. не­из­мен­но ос­та­вал­ся мо­но­лог, ко­то­рый мог как от­тал­ки­вать­ся от оп­ре­де­лён­но­го со­бы­тия (напр., смерть кня­зя А. И. Ме­щер­ско­го в на­пи­сан­ной по её по­во­ду оде Дер­жа­ви­на), так и от­стра­нять­ся от вся­кой жиз­нен­ной кон­крет­но­сти. Ес­ли в ли­ри­ке 19 в. ме­ди­та­тив­ное на­ча­ло не­ред­ко со­че­та­ет­ся с пред­мет­ной изо­бра­зи­тель­но­стью, то в 20 в. оно всё ча­ще вы­ра­жа­ет се­бя опо­сре­до­ван­но, че­рез ас­со­циа­тив­ную сим­во­ли­ку пред­ме­тов и де­та­лей; при этом про­из­ве­де­ния М. л. ли­ша­ют­ся вся­кой жан­ро­вой оп­ре­де­лён­но­сти.

Лит.: Draper J. W. The funeral elegy and the rise of English romanticism. N. Y., 1967; По­спе­лов Г. Н. Ли­ри­ка. Сре­ди ли­те­ра­тур­ных ро­дов. М., 1976; Asmuth В. Aspekte der Lyrik. 5. Aufl. Opladen, 1979; Jastrun M. Między slowem a milczeniem. Warsz., 1979; Sémantique de la poésie. P., 1979; Гинз­бург Л. Я. О ли­ри­ке. М., 1997.

Вернуться к началу