Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́РТИНСОН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 230

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Мацевич

МА́РТИНСОН (Martinson) Хар­ри Эд­мунд (6.5.1904, Емс­хёг, Бле­кин­ге – 11.2.1978, Сток­гольм), швед. пи­са­тель, чл. Швед. ака­де­мии (1949). Муж М. Мар­тин­сон (в 1929–40). Сын мо­ря­ка; в 1920–27 ра­бо­тал ко­че­га­ром на суд­не. В 1934 М. по­се­тил СССР; при­сут­ст­во­вал на 1-м съез­де сов. пи­са­те­лей. Пе­ча­тал­ся с 1927. В пер­вом по­этич. сб-ке М. «Ко­рабль-при­зрак» («Spökskepp», 1929) ощу­ти­мо влия­ние Р. Бёрн­са и Р. Ки­п­лин­га. В по­сле­дую­щих сб-ках «Ко­чев­ник» («Nomad», 1931) и «При­ро­да» («Natur», 1934) М. раз­ра­бо­тал ин­ди­ви­ду­аль­ную по­этич. фор­му сжа­той и ём­кой сти­хотв. ми­ниа­тю­ры. Дет­ские и от­ро­че­ские го­ды М. опи­сал в ав­то­био­гра­фич. ро­ман­ной ди­ло­гии «Кра­пи­ва цве­тёт» («Nässlorna blomma», 1935, рус. пер. 1939) и «Путь в жизнь» («Vägen ut», 1936). Ав­тор по­этич. сб-ков «Пас­сат» («Passad», 1945) и «Ци­ка­да» («Ci­ka­da», 1953), ро­ма­на «До­ро­га в Цар­ст­во Ко­ло­ко­лов» («Vägen till Klockrike», 1948, рус. пер. 1984), где со­дер­жит­ся апо­ло­гия но­ма­диз­ма как аль­тер­на­ти­вы прак­ти­циз­му совр. ци­ви­ли­за­ции. Наи­бо­лее зна­чит. соч. М. – фи­лос. на­уч­но-фан­та­стич. по­эма «Аниа­ра» («Aniara», 1956, рус. пер. 1984), в ко­то­рой на­шла от­ра­же­ние тре­во­га М. за судь­бы ми­ра и жиз­ни на зем­ле. Сре­ди др. со­чи­не­ний: кни­ги пу­те­вых очер­ков «Пу­те­ше­ст­вия без це­ли» («Resor utan mål», 1932) и «Кап, про­щай!» («Kap, Farväl!», 1933). По­кон­чил с со­бой. Но­бе­лев­ская пр. (1974).

Соч.: Из­бран­ное. М., 1984.

Лит.: Holm I. H. Martinson. [3. uppl.]. Stockh., 1974; Erfurth S. H. Martinsons barndoms­värld. Stockh., 1980; idem. H. Martinson och Vägen ut. Stockh., 1981; idem. H. Martinson och Moa, 1920–1931. Stockh., 1987; Söderblom S. H. Mar­tin­son. Stockh., 1994.

Вернуться к началу