Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРТИ́НЕС ДЕ ЛА РО́СА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 224-225

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Пискунова

МАРТИ́НЕС ДЕ ЛА РО́СА (Martínez de la Rosa) Фран­си­ско (10.3.1787, Гра­на­да – 7.2.1862, Мад­рид), исп. пи­са­тель, об­ществ. дея­тель. Из ари­сто­кра­тич. се­мьи. Окон­чил юри­дич. ф-т ун-та Гра­на­ды (1804). С 1805 пре­по­да­вал фи­ло­со­фию в ун-те Гра­на­ды. В 1808 со­сто­ял на ди­пло­ма­тич. служ­бе в Лон­до­не. В пе­ри­од Исп. ре­во­лю­ции 1808–14 из­бран пред­се­да­те­лем кор­те­сов (1813). В 1814 с вос­ста­нов­ле­ни­ем вла­сти Фер­ди­нан­да VII со­слан в Аф­ри­ку. Вер­нув­шись в Ис­па­нию (1820), примк­нул к уме­рен­ным ли­бе­ра­лам (мо­де­ра­дос). В мар­те – ию­ле 1822 гла­ва кон­сти­ту­ци­он­но­го пра­ви­тель­ст­ва. В 1823–31 жил в эмиг­ра­ции во Фран­ции. В 1834–35 вновь воз­глав­лял исп. пра­ви­тель­ст­во, со­дей­ст­во­вал при­ня­тию «Ко­ро­лев­ско­го ста­ту­та» (1834), ус­та­но­вив­ше­го в стра­не ре­жим кон­сти­туц. мо­нар­хии. С 1840 жил во Фран­ции; по­сле воз­вра­ще­ния в Ис­па­нию за­ни­мал пост в пра­ви­тель­ст­ве Р. М. Нар­ва­эса (1844–46). В 1846–51 М. де лаР. – по­сол в Ри­ме и Па­ри­же.

В лит. твор­че­ст­ве эво­лю­цио­ни­ро­вал от клас­си­циз­ма к ро­ман­тиз­му. Де­бю­ти­ро­вал пат­рио­тич. ли­ри­кой. Ран­ние пье­сы М. де лаР. соз­да­ны в ду­хе клас­си­циз­ма: «Вдо­ва Па­ди­льи» («La viuda de Padilla», 1814), «Эдип» («Edipo», 1829), ко­ме­дия «Доч­ка до­ма, мать – на мас­ка­рад» («La niňa en la casa y la madre en la máscara», 1821) и др. В кон. 1820-х гг. ис­пы­тал влия­ние франц. дра­ма­тур­гии, пре­ж­де все­го К. Де­ла­ви­ня и В. Гю­го: боль­шой ре­зо­нанс име­ли на­пи­сан­ные про­зой пье­сы «Абен Омайя» («Abén Humeya», 1830, пост. в 1834) и «За­го­вор в Ве­не­ции» («La conjuracion de Vene­cia», 1830, пост. в 1834), ко­то­рые ста­ли од­ним из пер­вых во­пло­ще­ний ро­ман­тиз­ма в исп. те­ат­ре. Ав­тор пер­во­го исп. ис­то­рич. ро­ма­на в ду­хе В. Скот­та «До­нья Иса­бель де Са­лис» («Doňa Isabel de Solís», 1837). М. де лаР. вы­сту­пал как тео­ре­тик лит-ры: в сти­хотв. трак­та­те «По­эти­че­ское ис­кус­ст­во» («Arte poética», 1827) в тра­ди­ци­ях Н. Буа­ло под­роб­но опи­сал прин­ци­пы клас­си­ци­стич. эс­те­ти­ки; в «За­мет­ках об ис­то­ри­че­ской дра­ме» («Apuntes del drama histórico», 1830) вы­сту­пил в под­держ­ку ро­ман­тич. те­ат­ра.

Соч.: Obras. Madrid, 1962. Vol. 1–8.

Лит.: Mayberry R. F. Martínez de la Rosa. Boston, 1988; Pérez de la Blanca P. Martínez de la Rosa y sus tiempos. Barcelona, 2005.

Вернуться к началу