МАРИ́НО
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРИ́НО (Marino) Джамбаттиста (Джован Баттиста) (14.10.1569, Неаполь – 25 или 26.3.1625, там же), итал. поэт. В молодости служил у знатных неаполитанцев (в т. ч. с 1592 – у Маттео ди Капуа, принца ди Конка); сочинял стихи, получившие хождение в рукописях. В 1600–05 жил в Риме и Венеции, в 1605–1607 – в составе понтификальной миссии в Равенне, в 1608–11 – в Турине (с 1610 придворный поэт и секретарь герцога Карла Эммануила I). В 1609 удостоен высочайшей из наград герцогства Савойя – Креста Св. Маврикия и Лазаря; с тех пор его именовали Кавалером Марино. В 1615–23 жил во Франции, где получал большую стипендию, с 1623 – в Риме, затем в Неаполе.
Печатался с 1602. Автор огромного количества малых поэтич. сочинений; почти все они вошли в состав пяти изданий: «Лира» («Lira», 1608; дополненное изд. – 1614), «Эпиталамы» («Epitalami», 1616), «Муртолеида» («Murtoleide», 1619), «Галерея» («Galleria», 1620) и «Флейта Пана» («Sampogna», 1620). М. прибегал к традиц. жанрам – мадригалу, канцоне, канцонетте, реже – сонету. Его творчество, знаменующее собой переход от маньеризма к барокко, заведомо вторично; М. оперировал готовыми сюжетными блоками и отд. мотивами античных и ренессансных поэтов (особой популярностью при жизни М. пользовались его вариации на тему поцелуя на основе сочинений Катулла, Иоанна Cекунда, П. де Ронсара и Т. Тассо). Характерный для М. интерес к взаимодействию живописного изображения, музыки и слова отразился в сб. «Галерея», основанном на принципе экфрасиса, а также в насыщенном метрич. экспериментами сб. «Флейта Пана». Среди др. соч.: 3 эссе богословско-эстетич. содержания под общим назв. «Священные проповеди» («Dicerie sacre», 1614); выдержанная в русле «кровавого барокко» поэма на библейский сюжет «Избиение младенцев» («La strage degli innocenti», опубл. в 1632, рус. пер. 1779); наброски эпич. поэм «Разрушенный Иерусалим» («Gerusalemme distrutta», опубл. в 1626) и «Освобождённый Антверпен» («Anversa liberata», опубл. в 1956); разнообразные в жанрово-стилистич. отношении «Письма» («Lettere»; отд. подборки публиковались с 1627). С именем М. связано ведущее направление в итал. поэзии 17 в. – маринизм.
Наиболее значит. сочинение М. – поэма «Адонис» [«Adone», соч. 1594–1623; опубл. в 1623 в Париже с посвящением Людовику XIII; на рус. яз. переведена – с франц. версии – лишь одна песнь поэмы (1783)], одно из самых пространных поэтич. произведений в итал. лит-ре (5033 октавы, 40264 стиха). Поэма может рассматриваться как своего рода поэтич. энциклопедия барокко. Сюжетная канва (любовь богини Венеры и прекрасного юноши Адониса), позаимствованная у Овидия, поддержана многообразными литературными и живописными реминисценциями; пасторально-мифологич. утопия вбирает в себя социально-политич. рефлексию и ренессансный эзотеризм, а своеобразный панэротизм причудливым образом соседствует с теологич. мотивами; поэма насыщена также науч.-филос. проблематикой, типичной для начала Нового времени. Самостоят. известность снискала 5-я песнь поэмы – функционирующая как вставная новелла «Новеллетта» («Novelletta»), переложение истории любви Амура и Психеи Апулея. Наличие чувственных эпизодов привело к занесению поэмы в Индекс запрещённых книг (1627).