Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРИЕНГО́Ф

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 109

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. И. Глебов

МАРИЕНГО́Ф Ана­то­лий Бо­ри­со­вич [24.6(6.7).1897, Ниж­ний Нов­го­род – 24.6.1962, Ле­нин­град], рус. пи­са­тель. Из дво­рян. По окон­ча­нии Пен­зен­ской гим­на­зии в 1916 по­сту­пил на юри­дич. ф-т Моск. ун-та; в том же го­ду ушёл доб­ро­воль­цем на во­ен. служ­бу, но уча­стия в бое­вых дей­ст­ви­ях не при­ни­мал. В 1917–18 жил в Пен­зе, где вы­пус­тил пер­вый сб-к сти­хо­тво­ре­ний «Вит­ри­на серд­ца» (1918; ти­раж унич­то­жен ав­то­ром), от­ме­чен­ный влия­ни­ем фу­ту­риз­ма. В кон. 1918 пе­ре­ехал в Мо­ск­ву, слу­жил в изд-ве ВЦИК. Вме­сте с С. А. Есе­ни­ным (в 1919–23 был его близ­ким дру­гом, но их от­но­ше­ния за­кон­чи­лись раз­ры­вом), Р. Ив­не­вым и В. Г. Шер­ше­не­ви­чем ос­но­вал лит. груп­пу има­жи­ни­стов. Тео­ре­тич. прин­ци­пы има­жи­низ­ма из­ло­жил в кн. «Бу­ян-Ост­ров» (1920), где при­зы­вал по­этов «как мож­но глуб­же вон­зить в ла­до­ни чи­та­тель­ско­го вос­при­ятия за­но­зу об­ра­за». Лит. из­вест­ность М. при­нес­ли по­эмы «Ма­г­да­ли­на», «Кон­ди­тер­ская солнц» (обе 1919), а так­же по­этич. сб-ки «Ру­ки гал­сту­ком», «Сти­ха­ми чван­ст­вую» (оба 1920), «Ту­че­лёт», «Раз­врат­ни­чаю с вдох­но­ве­нь­ем» (оба 1921), «Раз­оча­ро­ва­ние» (1922), со­че­тав­шие экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти по­этич. фор­мы (раз­ру­ше­ние тра­диц. мет­ров и стро­фи­ки) с эпа­ти­рую­щим со­дер­жа­ни­ем (эро­ти­ка и бо­го­хуль­ст­во, про­слав­ле­ние на­си­лия и «крас­но­го тер­ро­ра»).

В 1920-е гг. вы­сту­пил как дра­ма­тург: ис­то­рич. тра­ге­дия в сти­хах «За­го­вор ду­ра­ков» (1922) из эпо­хи имп. Ан­ны Ива­нов­ны, гро­те­ск­но-са­ти­рич. пье­сы «Ва­ви­лон­ский ад­во­кат» (1924), «Дву­но­гие» (1925), «Лю­ди и сви­ньи» (1931). В 1923 же­нил­ся на ак­три­се Ка­мер­но­го те­ат­ра А. Б. Ник­ри­ти­ной; в 1924, 1925 и 1927 вы­ез­жал с те­ат­ром во Фран­цию, Гер­ма­нию и Ав­ст­рию. Впе­чат­ле­ния от по­ез­док на­шли от­ра­же­ние в сб. «Но­вый Ма­ри­ен­гоф» (1926). В 1924–25 за­ве­до­вал сце­нар­ным от­де­лом Про­лет­ки­но, пи­сал ки­но­сце­на­рии. С 1928 жил в Ле­нин­гра­де (в 1942–44 в эва­куа­ции в Ки­ро­ве). Скан­даль­ную сла­ву М. при­нес­ли бел­лет­ри­зов. вос­по­ми­на­ния о С. А. Есе­ни­не «Ро­ман без вра­нья» (1927), в ко­то­рых кри­ти­ка ус­мот­ре­ла кле­ве­ту на по­эта, про­яв­ле­ние са­мо­влюб­лён­но­сти ав­то­ра и про­по­ведь бо­гем­но­го об­раза жиз­ни. Прин­цип мон­та­жа, ис­поль­зо­ван­ный в ме­муа­рах, ха­рак­те­рен и для опуб­ли­ко­ван­ных за гра­ни­цей ро­ма­нов М. «Ци­ни­ки» (1928) и «Бри­тый че­ло­век» (1930), сар­ка­сти­че­ски изо­бра­зив­ших жизнь бо­ге­мы и нэп­ма­нов в по­сле­ре­во­люц. го­ды. Их ан­ти­эс­те­тизм, рез­кие, от­тал­ки­ваю­щие об­ра­зы, вы­зы­ваю­щий амо­ра­лизм бы­ли вос­при­ня­ты как ху­до­же­ст­вен­ные прин­ци­пы ав­то­ра и на­влек­ли на М. на­пад­ки офиц. кри­ти­ки, вслед­ст­вие че­го он был фак­ти­че­ски ис­клю­чён из лит. про­цес­са. В 1941–42 вы­сту­пал по ра­дио и в пе­ча­ти со сти­ха­ми о вой­не, час­тич­но во­шед­ши­ми в сб-ки «Пять бал­лад» и «По­эмы вой­ны» (оба 1942). Ито­го­вая ав­то­био­гра­фич. кн. «Мой век, моя мо­ло­дость, мои дру­зья и под­ру­ги» (1-я ред. – 1953, окон­чательная ред. – 1960) опуб­ли­ко­ва­на в 1988; сти­хо­тво­ре­ния 1930–50-х гг. – в 1990-е гг. Сре­ди других про­из­ве­де­ний: ис­то­рич. ро­ман «Ека­те­ри­на» (час­тич­но опубл. в 1936), ко­ме­дии в сти­хах «Шут Ба­ла­ки­рев» (1940), «Ро­ж­де­ние по­эта» (1951; о М. Ю. Лер­мон­то­ве); пье­сы из совр. жиз­ни «Пре­сту­п­ле­ние на ули­це Ма­ра­та», «Зо­ло­той об­руч» (обе 1945), «Ост­ров ве­ли­ких на­дежд» (1951) (все – в со­ав­тор­ст­ве с М. Э. Ко­за­ко­вым), про­из­ве­де­ния для де­тей.

Соч.: Ро­ман без вра­нья. Ци­ни­ки. Мой век, мои дру­зья и под­ру­ги / Вступ. ст. Б. В. Аве­ри­на. Л., 1991; Это вам, по­том­ки! За­пис­ки со­ро­ка­лет­не­го муж­чи­ны. Ека­те­ри­на. СПб., 1994; Не­из­вест­ный Ма­ри­ен­гоф: Избр. сти­хи и по­эмы, 1916–1962 гг. / Сост., под­гот. тек­ста, прим. А. С. Лас­ки­на. СПб., 1996; Бес­смерт­ная три­ло­гия. М., 1998; Сти­хо­тво­ре­ния и по­эмы. СПб., 2002.

Лит.: Ав­раа­мов А. М. Во­пло­ще­ние. (Есе­нин – Ма­ри­ен­гоф). М., 1921; Львов-Ро­га­чев­ский В. Л. Има­жи­низм и его об­ра­зо­нос­цы. М., 1921; Шер­ше­не­вич В. Г. Ко­му я жму ру­ку. М., 1921; По­виц­кий Л. О. Но­вый Ма­ри­ен­гоф // Крас­ная новь. 1926. № 2; Хут­ту­нен Т. Има­жи­нист Ма­ри­ен­гоф: Ден­ди. Мон­таж. Ци­ни­ки. М., 2007.

Вернуться к началу