Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРА́ТХСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 81-82

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Д. Серебряный

МАРА́ТХСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, ли­те­ра­ту­ра на язы­ке ма­рат­хи, од­на из ли­те­ра­тур Юж. Азии. Раз­ви­ва­ет­ся в Ин­дии, пре­им. на тер­ри­то­рии совр. инд. шта­та Ма­ха­раш­тра. Ран­няя эпи­гра­фи­ка на ма­рат­хи да­ти­ру­ет­ся 10–12 вв. Древ­ней­шие из со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков ма­ратх­ской сло­вес­но­сти – тек­сты ре­фор­ма­тор­ских ре­лиг. те­че­ний (13 в.). В кон. 13 в. Джня­неш­вар соз­дал по­этич. ком­мен­та­рий к «Бха­га­вад­ги­те» – «Разъ­яс­не­ние ис­тин­но­го смыс­ла» («Бха­варт­ха-ди­пи­ка»; из­вес­тен так­же под назв. «Джня­неш­ва­ри»), по­ло­жив­ший на­ча­ло тра­ди­ции вар­ка­ри (ма­ратх­ско­го ва­ри­ан­та бхак­ти) и счи­таю­щий­ся не­пре­взой­дён­ным ше­дев­ром М. л. Млад­шим со­вре­мен­ни­ком и по­сле­до­ва­те­лем Джня­неш­ва­ра был Нам­дев, ко­то­ро­му при­пи­сы­ва­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ст­во аб­хан­гов (ре­лиг. сти­хов-пес­но­пе­ний) на язы­ках Сев. Ин­дии. 2-ю пол. 14 – 15 вв. на­зы­ва­ют «ве­ка­ми мра­ка» в М. л.: это бы­ло вре­мя ус­та­нов­ле­ния вла­сти му­суль­ман и вы­зре­ва­ния но­вых форм куль­ту­ры. В 16 в. тра­ди­цию по­эзии вар­ка­ри про­дол­жил Эк­натх. В 1-й пол. 17 в. внук Эк­нат­ха Мук­теш­вар пе­ре­ло­жил на ма­рат­хи «Ра­мая­ну» и часть «Ма­хаб­ха­ра­ты». В 16–17 вв. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние про­из­ве­де­ния на ма­рат­хи хри­сти­ан­ских мис­сио­не­ров и ме­ст­ных му­суль­ман. Са­мое зна­ме­ни­тое хри­сти­ан­ское со­чи­не­ние на ма­рат­хи – «Кри­ста-пу­ра­на» («Пу­ра­на о Хри­сте», 1616) анг­ли­ча­ни­на-ие­зуи­та Т. Сти­вен­са. Его млад­шим со­вре­мен­ни­ком был Шейх Му­хам­мад, наи­бо­лее из­вест­ный из по­этов-му­суль­ман, со­еди­нив­ший в сво­ей по­эзии идеи су­физ­ма и бхак­ти. Сре­ди зна­чит. яв­ле­ний М. л. 17 в. – аб­хан­ги Ту­ка­ра­ма, ре­лиг.-по­ли­тич. трак­тат «На­став­ле­ние ра­бу [Божь­е­му]» («Дас-бодх») Рам­да­са – идей­но­го вдох­но­ви­те­ля Ши­вад­жи, пе­ре­ло­же­ние и ком­мен­та­рий «Бха­га­вад­ги­ты» по­эта и фи­ло­со­фа Ва­ма­на Пан­ди­та. Круп­ней­ший по­эт 18 в. Мо­ро­пант пе­ре­ло­жил на ма­рат­хи «Ма­хаб­ха­ра­ту». В 17–18 вв. на ос­но­ве фольк­ло­ра сло­жи­лись жан­ры по­ва­да (ис­то­рич. бал­ла­да) и ла­ва­ни (ли­ри­ка, в осн. лю­бов­ная), а так­же ха­рак­тер­ный для М. л. жанр ис­то­рич. хро­ни­ки (бак­хар).

С ус­та­нов­ле­ни­ем на за­се­лён­ных ма­рат­ха­ми зем­лях брит. вла­сти (1818) рас­про­стра­ни­лось кни­го­пе­ча­та­ние, по­яви­лись пе­рио­дич. из­да­ния на ма­рат­хи, пе­ре­во­ды Биб­лии и ев­роп. пи­са­те­лей (Дж. Бень­я­на, Д. Де­фо, Дж. Свиф­та и др.). Пер­вым ро­ма­ном на ма­рат­хи (и од­ним из пер­вых инд. ро­ма­нов) счи­та­ют «Стран­ст­вие Яму­ны» (1857) Б. Пад­ман­д­жи, ин­дий­ца, об­ра­щён­но­го в хри­сти­ан­ст­во. Во 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв. про­ис­хо­дит ак­тив­ное ос­вое­ние ев­роп. идей и ли­те­ра­тур­ных форм. Раз­ви­тие ма­ратх­ской про­зы в этот пе­ри­од свя­за­но с дея­тель­но­стью пуб­ли­ци­стов. Дж. Пху­ле, вы­хо­дец из низ­ших каст, Г. Х. Деш­мукх (из­вест­ный под псевд. Лок­хит­ва­ди – «ра­де­тель о на­род­ном бла­ге») и Г. Г. Агар­кар об­ли­ча­ли не­спра­вед­ли­вость тра­диц. ин­дус­ско­го об­ще­ст­ва и про­па­ган­ди­ро­ва­ли идеи со­ци­аль­но­го ра­вен­ст­ва и де­мо­кра­тии. Ма­ратх­скую (ин­дус­скую) са­мо­быт­ность от­стаи­вал в сво­их мно­го­числ. стать­ях В. Чи­п­лун­кар, ко­то­ро­го на­зы­ва­ют «от­цом ма­ратх­ской про­зы». М. Г. Ра­на­де, один из ос­но­ва­те­лей Ин­дий­ско­го На­цио­наль­но­го Кон­грес­са, уч­ре­дил в Бом­бее Прар­тх­на Са­мадж («Мо­лит­вен­ное об­ще­ст­во», 1867), ко­то­рое, по­доб­но Брах­мо Са­мадж в Зап. Бен­га­лии, стре­ми­лось най­ти не­кую сред­нюю ли­нию ме­ж­ду «за­пад­ни­че­ст­вом» и «са­мо­быт­ни­че­ст­вом». Из­вест­ный по­ли­тич. дея­тель Б. Г. Ти­лак внёс не­ма­лый вклад в М. л. свои­ми со­чи­не­ния­ми, пре­ж­де все­го ком­мен­та­ри­ем на «Бха­га­вад­ги­ту» – «Тай­на Ги­ты» («Ги­та-ра­ха­сья», 1915). Его со­вре­мен­ни­ка­ми были зна­ме­ни­тый ро­ма­нист («ма­ратх­ский Валь­тер Скотт») Х. Н. Ап­те и Ке­шав­сут, ко­то­ро­го счи­та­ют пер­вым под­лин­но со­вре­мен­ным по­этом на ма­рат­хи. С сер. 19 в. раз­ви­ва­ет­ся дра­ма­тур­гия на ма­рат­хи, опи­раю­щая­ся на клас­си­че­ское инд. на­сле­дие и ев­роп. тра­ди­ции. Пер­вый зна­чи­тель­ный дра­ма­тург 19 в. – Б. П. Кир­ло­скар («Ша­кун­та­ла», 1880). «Зо­ло­тым ве­ком ма­ратх­ской дра­мы» на­зы­ва­ют кон. 19 – нач. 20 вв. (Г. Б. Дэ­ва­ла, С. К. Коль­хат­кар, К. П. Кха­диль­кар, Го­вин­да­градж и др.).

Влия­ние Т. С. Элио­та и У. Х. Оде­на ис­пы­тал круп­ней­ший по­эт 1-й пол. 20 в. Б. С. Мард­хе­кар, ко­то­рый ввёл в ма­ратх­скую по­эзию сво­бод­ный стих. Об­ще­ин­дий­скую по­пу­ляр­ность по­лу­чи­ло пе­ре­ло­же­ние «Ра­мая­ны» на ма­рат­хи в ви­де цик­ла сти­хо­тво­ре­ний «Ра­мая­на в пес­нях», вы­пол­нен­ное «со­вре­мен­ным Валь­ми­ки» Г. Д. Мад­гуль­ка­ром (1950-е гг.). К син­те­зу куль­тур стре­мил­ся в сво­ём твор­че­ст­ве по­эт, про­за­ик и дра­ма­тург В. В. Шир­вад­кар (псевд. Ку­су­ма­градж); сре­ди про­че­го он осу­ще­ст­вил пе­ре­ло­жение на ма­рат­хи тра­ге­дии Шек­спи­ра «Мак­бет», на­звав его «Ко­ро­лев­ская ко­ро­на» (1954). К се­ре­ди­не ве­ка не­ко­то­рые по­эты ув­лек­лись идея­ми мар­ксиз­ма и со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции (Вин­да Ка­ран­ди­кар и др.). Вы­даю­щим­ся по­этом-са­ти­ри­ком был П. К. Ат­ре. Во 2-й пол. 20 в. поя­ви­лись по­эты дву­языч­ные, пи­шу­щие и на ма­рат­хи, и на англ. яз. (А. Б. Ко­лат­кар, Д. П. Чит­ре). Гау­ри Деш­пан­де из­вест­на как анг­лоя­зыч­ный по­эт и как про­за­ик на ма­рат­хи. Из жен­щин-по­этов, пи­шу­щих на ма­рат­хи, наи­бо­лее по­пу­ляр­ны Шан­та Шел­ке и Ин­ди­ра Сант. Ве­ду­шие ро­ма­ни­сты 20 в.: В. С. Кхан­де­кар, Г. Т. Мадк­холь­кар, Б. Не­ма­де, Н. С. Пхад­ке и Арун Сад­ху, вы­сту­пав­ший в жан­ре по­ли­тич. ро­ма­на. В 20 в. в ма­ратх­ской про­зе ут­вер­дил­ся жанр рас­ска­за (Д. К. Кель­кар, Г. Г. Ли­мае, В. Мад­гуль­кар, Г. Г. Гад­гиль и др.). Ши­ро­кую из­вест­ность при­об­ре­ли дра­ма­тур­ги Виш­рам Бе­де­кар, В. Ка­нет­кар, В. Тен­дуль­кар, позд­нее – Са­тиш Але­кар. За­мет­ным яв­ле­ни­ем 2-й пол. 20 в. ста­ла т. н. лит-ра да­ли­тов (букв. – уг­не­тён­ных) – пред­ста­ви­те­лей не­при­ка­сае­мых и низ­ших каст инд. об­ще­ст­ва, от­ра­зив­шая их ми­ро­воз­зре­ние и от­стаи­ваю­щая их ин­те­ре­сы (А. К. Камб­ле, про­за­ик А. Сат­хе, по­эт Н. Л. Дха­саль).

Изд.: Macnicol N. Psalms of Mara̅tha̅ saints. Calcutta, 1919; За­мор­ская ку­ри­ца: Но­вел­лы пи­са­те­лей Ма­ха­раш­тры. М., 1967; An an­tho­lo­gy of Marathi poetry, 1945–1965 / Ed. D. Chit­re. Bombay, 1967; Клас­си­че­ская по­эзия Ин­дии, Ки­тая, Ко­реи, Вьет­на­ма, Япо­нии. М., 1977; In̅ana̅deva. Jña̅neshvarī [Bha̅va̅rtha­dī­pika̅]. Albany, 1987.

Лит.: Лам­шу­ков В. К. Ма­ратх­ская ли­те­ра­ту­ра. М., 1970; он же. Ин­дий­ский про­све­ти­тель и ро­ма­нист Х. Н. Ап­те. М., 1974; Tul­pule S. G. Classical Mara̅ṭhī literature // A history of Indian literature / Ed. by J. Gonda, Wiesbaden, 1979. Vol. 9; Deshpande K., Ra­jad­hyaksha M. V. A history of Marathi li­te­ra­ture. New Delhi, 1988; Mahipati. Tukaram: the poet saint of Maharashtra. Delhi, 1996; Глуш­ко­ва И. П. Ин­дий­ское па­лом­ни­че­ст­во. М., 2000; Dalit literature: A critical explora­tion / Ed. A. N. Prasad, M. B. Gaijan. New Delhi, 2007.

Вернуться к началу