Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 17

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

МАНН (Mann) Ген­рих (27.3.1871, Лю­бек – 12.3.1950, Сан­та-Мо­ни­ка, штат Ка­ли­фор­ния, США), нем. пи­са­тель. Брат Т. Ман­на. Ро­дил­ся в се­мье со­стоя­тель­но­го куп­ца и се­на­то­ра. По­сле окон­ча­ния гим­на­зии (1889) учил­ся кни­го­тор­го­во­му де­лу в Дрез­де­не, в 1890–92 ста­жи­ро­вал­ся в бер­лин­ском изда­тель­стве C. Фи­ше­ра, слу­шал лек­ции в Бер­ли­не и Мюн­хе­не. В 1894 на сред­ст­ва ма­те­ри опуб­ли­ко­вал ро­ман «В од­ной се­мье» («In einer Fa­mi­lie»). В 1895–96 из­да­тель на­цио­наль­но-кон­сер­ва­тив­но­го ж. «Das Zwanzigste Jahr­hun­dert». В 1896–98 жил в Ита­лии. Ак­тив­но вы­сту­пил про­тив 1-й ми­ро­вой вой­ны. Пре­зи­дент лит. от­де­ла Прус. ака­де­мии ис­кусств (с 1931; в 1933 ис­клю­чён из неё на­цис­та­ми). В 1933 эмиг­ри­ро­вал, до 1940 жил во Фран­ции, за­тем в США. При­ни­мал дея­тель­ное уча­стие в соз­да­нии нем. Нар. фрон­та и ра­бо­те Все­мирно­го ко­ми­те­та про­тив вой­ны и фа­шиз­ма.

М. был вос­пи­тан в ду­хе идей Про­свеще­ния, ин­те­ре­со­вал­ся ис­то­ри­ей Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. и франц. лит-рой 18–19 вв., пе­ре­во­дил А. Фран­са, П. А. Ф. Шо­дер­ло де Лак­ло. Осо­бое влия­ние на М. ока­за­ли Ж. Ж. Рус­со, Стен­даль, О. де Баль­зак, Э. Зо­ля, Г. де Мо­пас­сан. В сво­ём твор­че­ст­ве М. со­че­тал тра­ди­ции франц. реа­лиз­ма 19 в. (вни­ма­ние к со­ци­аль­ной те­ма­ти­ке) и нем. са­ти­рич. ро­ма­на, по­зво­лив­шие соз­дать ост­рок­ри­тич. кар­ти­ну дей­ст­ви­тель­но­сти кай­зе­ров­ской им­пе­рии. В ран­них про­из­ве­де­ни­ях М. бли­зок ан­ти­ака­де­мическим ху­дож. те­че­ни­ям нач. 20 в. (им­прес­сио­низм, нео­ро­ман­тизм, за­тем экс­прес­сио­низм). Под влия­ни­ем Ф. Ниц­ше и фи­ло­со­фии жиз­ни в твор­че­ст­во М. вхо­дит те­ма про­ти­во­пос­тав­ле­ния жиз­ни и ис­кус­ст­ва: три­ло­гия «Бо­ги­ни, или Три ро­ма­на гер­цо­ги­ни Ас­си» («Die Göttinen oder Die drei Romane der Herzogin von Assy», 1903, рус. пер. 1909–1910), ге­рои­ня ко­то­рой на пу­ти по­зна­ния и са­мо­ут­вер­жде­ния про­хо­дит три эта­па – сво­бо­ды, ис­кус­ст­ва и люб­ви. Ма­не­ра ро­ма­на экс­прес­сив­на, ему свой­ст­вен­ны кра­соч­ность, вни­ма­ние к бес­соз­на­тель­но­му, эро­тизм. Те­ма на­сла­ж­де­ния жиз­нью зву­чит в ро­ма­не «В по­го­не за лю­бо­вью» («Die Jagd nach Liebe», 1903, рус. пер. 1910). По­ис­ком но­вых ху­дож. приё­мов от­ме­чен ро­ман «Ма­лень­кий го­род» («Die kleine Stadt», 1909, рус. пер., ч. 1–2, 1911–12), где ис­поль­зо­ва­ны приё­мы буф­фо­на­ды и бур­ле­ска.

Со­ци­аль­ная кри­ти­ка от­чёт­ли­во про­зву­ча­ла в пер­вом зна­чит. ро­ма­не М. «В стра­не ки­сель­ных бе­ре­гов» («Im Schlaraffenland», 1900, в рус. пер. «Зем­ля обе­то­ван­ная», 1957), изо­бра­жаю­щем ли­це­ме­рие и про­даж­ность бер­лин­ской фи­нан­со­вой и ар­ти­стич. вер­хуш­ки. Как мас­тер са­ти­ры М. вы­сту­пил в ро­ма­не «Учи­тель Ун­рат» («Professor Unrat», 1905, рус. пер. 1910, в рус. пер. 1957 – «Учи­тель Гнус»; по мо­ти­вам ро­ма­на соз­дан ф. «Го­лу­бой ан­гел», 1930, реж. Дж. фон Штерн­берг), где с по­мо­щью гро­те­ска, ги­пер­бо­ли­за­ции, ка­ри­ка­ту­ры по­ка­зал дес­по­тизм и удуш­ли­вую ат­мо­сфе­ру нем. гим­на­зии, на­по­ми­наю­щей ка­зар­му. В 1910-е гг. ми­ро­воз­зренч. по­зи­ция М. ста­но­вит­ся бо­лее ра­ди­каль­ной: он про­воз­гла­ша­ет не­рас­тор­жи­мость иск-ва и по­ли­тич. дея­тель­но­сти, со­труд­ни­ча­ет с ле­вым экс­прес­сио­ни­ст­ским ж. «Die Aktion» [эс­се «Дух и де­ло» («Geist und Tat», 1910, рус. пер. 1921)]. Раз­витие тра­ди­ций нем. са­ти­ры дос­тиг­ло куль­ми­на­ции в со­ци­аль­но-по­ли­тич. ро­ма­не-пре­ду­пре­ж­де­нии «Вер­но­под­дан­ный» («Untertan», 1914, рус. пер. с ру­ко­пи­си 1915, в Гер­ма­нии из­дан в 1918), в ко­то­ром по­ка­за­ны шо­ви­низм, на­цизм и по­ра­же­ние ли­бе­раль­ной ин­тел­ли­ген­ции в Гер­ма­нии. Объ­ек­том са­ти­ры в ро­ма­не ста­ла вся кай­зе­ров­ская им­пе­рия с её ин­сти­ту­та­ми: шко­ла, уни­вер­си­тет, ар­мия пре­вра­ща­ют лич­ность в ору­дие вла­сти, вы­ра­щи­ва­ют ра­ба-ти­ра­на. «Вер­но­под­дан­ный», а так­же ро­ма­ны «Бед­ные» («Die Armen», 1917, в рус. пер. 1923 – «Обез­до­лен­ные») о ра­бо­чих и «Го­ло­ва» («Der Kopf», 1925, рус. пер. 1937) о судь­бах ин­тел­ли­ген­ции со­ста­ви­ли три­ло­гию «Им­пе­рия» («Das Kaiser­reich»). В пе­ри­од Вей­мар­ской рес­пуб­ли­ки М. соз­дал зло­бо­днев­ные со­ци­аль­но-по­ли­тич. ро­ма­ны «Мать Ма­рия» («Mut­ter Marie», 1927, в рус. пер. 1927 – «За сы­на»), «Боль­шое де­ло» («Die grosse Sache», 1930, рус. пер. 1937), «Серь­ёз­ная жизнь» («Ein ernstes Leben», 1932, рус. пер. 1934).

Об­раз иде­аль­но­го пра­ви­те­ля, со­зи­да­те­ля и гу­ма­ни­ста, вы­сту­паю­ще­го про­тив фа­на­тиз­ма и стре­мя­ще­го­ся за­щи­тить на­род от бес­смыс­лен­ных войн, соз­дан в ди­ло­гии ис­то­рич. ро­ма­нов «Мо­ло­дые го­ды ко­ро­ля Ген­ри­ха IV» («Die Jugend des Königs Henri Quatre», 1935, рус. пер. 1958) и «Зре­лые го­ды ко­ро­ля Ген­ри­ха IV» («Die Vollendung des Königs Henri Quatre», 1938, рус. пер. 1958) о пе­рио­де Ре­ли­ги­оз­ных (гу­ге­нот­ских) войн во Фран­ции. Ав­то­био­гра­фич. кни­га «Об­зор ве­ка» («Ein Zeitalter wird besich­tigt», 1943–44, опубл. в 1946, час­тич­ный рус. пер. – 1986) со­дер­жит раз­мыш­ле­ния М. об ис­то­рии Гер­ма­нии 1-й пол. 20 в., вос­по­ми­на­ния о Ф. Ве­де­кин­де, А. Шниц­ле­ре. Со­бы­тия 2-й ми­ро­вой вой­ны на­шли от­ра­же­ние в ро­ма­нах «Ли­ди­це» («Li­di­ce», 1943) и «Ды­ха­ние» («Der Atem», 1949). В са­ти­рич. ро­ма­не «При­ём в све­те» («Empfang bei der Welt», опубл. в 1956) М., вновь об­ра­ща­ясь к сти­ли­сти­ке экс­прес­сио­низ­ма, ри­су­ет кар­ти­ну жиз­ни совр. бо­ге­мы, по­ка­зы­ва­ет кон­фликт по­ко­ле­ний.

Зна­чи­тель­ное ме­сто в на­сле­дии М. за­ни­ма­ет пуб­ли­ци­сти­ка: сб-ки «Власть и че­ло­век» («Macht und Mensch», 1919), «Семь лет» («Sieben Jahre», 1929) и др. Осо­бый ре­зо­нанс вы­зва­ла ста­тья об Э. Зо­ля (1915) как о пи­са­те­ле и об­ществ.-по­ли­тич. дея­те­ле, ост­ро­по­ле­ми­че­ски на­прав­лен­ная про­тив апо­ли­тич­ной по­зи­ции Т. Ман­на.

Нац. пр. ГДР (1949).

Соч.: Полн. собр. соч.: В 7 т. М., 1910–1912; Со­чи­не­ния: В 8 т. М., 1957–1958; Gesam­mel­te Werke in Einzelausgaben. Hamb., 1958–1988. Bd 1–18; Mann T., Mann H. Briefwechsel 1900–1949 / Hrsg. U. Dietzel. 3. Aufl. B., 1977; В за­щи­ту куль­ту­ры: сб. ст. М., 1986; Г. Манн – Т. Манн: эпо­ха, жизнь, твор­че­ст­во: пе­ре­пис­ка, ста­тьи / Сост., авт. пре­дисл. Г. Н. Зна­мен­ская. М., 1988.

Лит.: Нар­тов К. М. Г. Манн. Очерк твор­че­ст­ва. М., 1961; Weisstein U. H. Mann: eine historisch-kritische Einführung in sein dich­te­ri­sches Werk. Tüb., 1962; Се­реб­ров Н. Н. Г. Манн. Очерк твор­че­ско­го пу­ти. М., 1964; Зна­мен­ская Г. Н. Г. Манн. Кри­ти­ко-био­гра­фи­че­ский очерк. М., 1971; Мо­ты­ле­ва Т. Л. Пер­вый ан­ти­фа­ши­ст­ский ро­ман «Вер­но­под­дан­ный» Г. Ман­на. М., 1974; Stein P. H. Mann. Stuttg., 2002; Flügge M. H. Mann: eine Bio­graphie. Reinbek bei Hamburg, 2006.

Вернуться к началу