МАНН
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНН (Mann) Генрих (27.3.1871, Любек – 12.3.1950, Санта-Моника, штат Калифорния, США), нем. писатель. Брат Т. Манна. Родился в семье состоятельного купца и сенатора. После окончания гимназии (1889) учился книготорговому делу в Дрездене, в 1890–92 стажировался в берлинском издательстве C. Фишера, слушал лекции в Берлине и Мюнхене. В 1894 на средства матери опубликовал роман «В одной семье» («In einer Familie»). В 1895–96 издатель национально-консервативного ж. «Das Zwanzigste Jahrhundert». В 1896–98 жил в Италии. Активно выступил против 1-й мировой войны. Президент лит. отдела Прус. академии искусств (с 1931; в 1933 исключён из неё нацистами). В 1933 эмигрировал, до 1940 жил во Франции, затем в США. Принимал деятельное участие в создании нем. Нар. фронта и работе Всемирного комитета против войны и фашизма.
М. был воспитан в духе идей Просвещения, интересовался историей Французской революции 18 в. и франц. лит-рой 18–19 вв., переводил А. Франса, П. А. Ф. Шодерло де Лакло. Особое влияние на М. оказали Ж. Ж. Руссо, Стендаль, О. де Бальзак, Э. Золя, Г. де Мопассан. В своём творчестве М. сочетал традиции франц. реализма 19 в. (внимание к социальной тематике) и нем. сатирич. романа, позволившие создать острокритич. картину действительности кайзеровской империи. В ранних произведениях М. близок антиакадемическим худож. течениям нач. 20 в. (импрессионизм, неоромантизм, затем экспрессионизм). Под влиянием Ф. Ницше и философии жизни в творчество М. входит тема противопоставления жизни и искусства: трилогия «Богини, или Три романа герцогини Асси» («Die Göttinen oder Die drei Romane der Herzogin von Assy», 1903, рус. пер. 1909–1910), героиня которой на пути познания и самоутверждения проходит три этапа – свободы, искусства и любви. Манера романа экспрессивна, ему свойственны красочность, внимание к бессознательному, эротизм. Тема наслаждения жизнью звучит в романе «В погоне за любовью» («Die Jagd nach Liebe», 1903, рус. пер. 1910). Поиском новых худож. приёмов отмечен роман «Маленький город» («Die kleine Stadt», 1909, рус. пер., ч. 1–2, 1911–12), где использованы приёмы буффонады и бурлеска.
Социальная критика отчётливо прозвучала в первом значит. романе М. «В стране кисельных берегов» («Im Schlaraffenland», 1900, в рус. пер. «Земля обетованная», 1957), изображающем лицемерие и продажность берлинской финансовой и артистич. верхушки. Как мастер сатиры М. выступил в романе «Учитель Унрат» («Professor Unrat», 1905, рус. пер. 1910, в рус. пер. 1957 – «Учитель Гнус»; по мотивам романа создан ф. «Голубой ангел», 1930, реж. Дж. фон Штернберг), где с помощью гротеска, гиперболизации, карикатуры показал деспотизм и удушливую атмосферу нем. гимназии, напоминающей казарму. В 1910-е гг. мировоззренч. позиция М. становится более радикальной: он провозглашает нерасторжимость иск-ва и политич. деятельности, сотрудничает с левым экспрессионистским ж. «Die Aktion» [эссе «Дух и дело» («Geist und Tat», 1910, рус. пер. 1921)]. Развитие традиций нем. сатиры достигло кульминации в социально-политич. романе-предупреждении «Верноподданный» («Untertan», 1914, рус. пер. с рукописи 1915, в Германии издан в 1918), в котором показаны шовинизм, нацизм и поражение либеральной интеллигенции в Германии. Объектом сатиры в романе стала вся кайзеровская империя с её институтами: школа, университет, армия превращают личность в орудие власти, выращивают раба-тирана. «Верноподданный», а также романы «Бедные» («Die Armen», 1917, в рус. пер. 1923 – «Обездоленные») о рабочих и «Голова» («Der Kopf», 1925, рус. пер. 1937) о судьбах интеллигенции составили трилогию «Империя» («Das Kaiserreich»). В период Веймарской республики М. создал злободневные социально-политич. романы «Мать Мария» («Mutter Marie», 1927, в рус. пер. 1927 – «За сына»), «Большое дело» («Die grosse Sache», 1930, рус. пер. 1937), «Серьёзная жизнь» («Ein ernstes Leben», 1932, рус. пер. 1934).
Образ идеального правителя, созидателя и гуманиста, выступающего против фанатизма и стремящегося защитить народ от бессмысленных войн, создан в дилогии историч. романов «Молодые годы короля Генриха IV» («Die Jugend des Königs Henri Quatre», 1935, рус. пер. 1958) и «Зрелые годы короля Генриха IV» («Die Vollendung des Königs Henri Quatre», 1938, рус. пер. 1958) о периоде Религиозных (гугенотских) войн во Франции. Автобиографич. книга «Обзор века» («Ein Zeitalter wird besichtigt», 1943–44, опубл. в 1946, частичный рус. пер. – 1986) содержит размышления М. об истории Германии 1-й пол. 20 в., воспоминания о Ф. Ведекинде, А. Шницлере. События 2-й мировой войны нашли отражение в романах «Лидице» («Lidice», 1943) и «Дыхание» («Der Atem», 1949). В сатирич. романе «Приём в свете» («Empfang bei der Welt», опубл. в 1956) М., вновь обращаясь к стилистике экспрессионизма, рисует картину жизни совр. богемы, показывает конфликт поколений.
Значительное место в наследии М. занимает публицистика: сб-ки «Власть и человек» («Macht und Mensch», 1919), «Семь лет» («Sieben Jahre», 1929) и др. Особый резонанс вызвала статья об Э. Золя (1915) как о писателе и обществ.-политич. деятеле, острополемически направленная против аполитичной позиции Т. Манна.
Нац. пр. ГДР (1949).