Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИСПЕКТО́Р

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 573

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ф. Надъярных

ЛИСПЕКТО́Р (Lispector) Кла­ри­си (10.12.1920, м. Че­чель­ник Оль­го­поль­ско­го у. По­доль­ской губ., УССР – 9.12.1977, Рио-де-Жа­ней­ро), браз. пи­са­тель­ни­ца. Из евр. се­мьи, эмиг­ри­ро­вав­шей в Бра­зи­лию (1922). В 1943 окон­чи­ла юри­дич. ф-т Бра­зиль­ско­го ун-та. Не­од­но­крат­но бы­ва­ла в Ита­лии, Анг­лии, Швей­ца­рии, США. Твор­че­ст­во Л., круп­ней­шей пред­ста­ви­тель­ни­цы лат.-амер. но­вой лит-ры 2-й пол. 20 в., от­ра­зи­ло влия­ние раз­но­об­раз­ных фи­лос. и ре­лиг. ис­точ­ни­ков и уче­ний (Упа­ни­шад, Биб­лии, каб­ба­лы, не­о­п­ла­то­низ­ма, воз­зре­ний С. Кьер­ке­го­ра, Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, М. Хай­дег­ге­ра). Ран­ние ро­ма­ны Л. «Близ ди­ко­го серд­ца» («Perto do coração sel­vagem», 1943), «Люс­т­ра» («O lustre», 1946), «Оса­ж­дён­ный го­род» («A cidade citiada», 1949; рус. пер. 1997) по­строе­ны на столк­но­ве­нии двух спо­со­бов вос­при­ятия ми­ра – ин­туи­тив­но­го и ра­цио­наль­но­го; сим­во­лич. зна­че­ни­ем в них на­де­ля­ют­ся об­ра­зы во­ды, ре­ки, де­ре­ва, кор­ней, пус­то­ты. В от­кры­ваю­щем зре­лый пе­ри­од твор­че­ст­ва Л. ро­ма­не «Яб­ло­ко во тьме» («A maçã no escuro», 1961) ге­рой, по­зна­вая дей­ст­ви­тель­ность и са­мо­го се­бя, при­хо­дит к вос­при­ятию ми­ра как са­краль­ной це­ло­ст­но­сти, про­яв­ляю­щей­ся в при­род­ных си­лах и эро­тич. сти­хии. В ро­ма­не «Страсть по G. H.» («A paixão segundo G. H.», 1964), на­сы­щен­ном чи­сло­вой и муз. сим­во­ли­кой, путь от лож­ных по­до­бий к ис­ти­не про­ле­га­ет че­рез жерт­во­при­но­ше­ние, ми­ро­со­зи­да­тель­ная цен­ность ко­то­ро­го од­но­вре­мен­но под­твер­жда­ет­ся и гро­те­ск­но уни­чи­жа­ет­ся (жерт­ва – та­ра­ка­ни­ха, оли­це­тво­ряю­щая мать-пра­ро­ди­тель­ни­цу). Ис­то­рич. ре­аль­но­сти во­ен. дик­та­ту­ры, ус­та­но­вив­шей­ся в 1964, Л. про­ти­во­пос­тав­ля­ет идею со­тво­ре­ния то­таль­ной куль­ту­ры: ро­ман «Уче­ни­ца, или Кни­га ра­до­стей» («Uma aprendizagem, ou O livro dos prazeres», 1969) раз­ви­ва­ет­ся в при­по­ми­на­нии ев­роп. ми­фов и ле­генд; лу­боч­ная кни­га «Час звез­ды» («A hora da estre­la», 1977, рус. пер. 2000) по­ве­ст­ву­ет о го­тов­но­сти бра­зиль­цев к стра­да­нию и смер­ти, а путь к воз­ро­ж­де­нию об­на­ру­жи­ва­ет­ся в ис­кон­ной нар. куль­ту­ре. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний Л. – ро­ма­ны «Жи­вая во­да» («Agua viva», 1973), «Ды­ха­ние жиз­ни: пуль­са­ции» («Um sopro de vida: Pulsa­ções», изд. в 1978); кни­ги для де­тей, сб-ки рас­ска­зов, пе­ре­во­ды.

Соч.: Melhores contos. 3 ed. São Paulo, 2001.

Лит.: Pontieri R. L. C. Lispector: uma poética do olhar. Cotia, 1999; Mendes de Sousa C. C. Li­spector: Figuras da escrita. Braga, 2000; No­lasco E. C. C. Lispector: nas entrelinhas da escritura. São Paulo, 2001; Arêas V. C. Lis­pec­tor com a ponta dos dedos. São Paulo, 2005.

Вернуться к началу