Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЛА́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 624-625

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. М. Смурова

МАЛА́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, лит-ра ма­лай­цев; раз­ви­ва­лась на ма­лай­ском яз. На ран­них ста­ди­ях су­ще­ст­во­ва­ния М. л. ис­пы­та­ла силь­ное влия­ние лит-ры Ин­дии и яван­ской лит-ры, а впо­след­ст­вии – перс. и араб. сло­вес­но­сти. Пер­вые лит. па­мят­ни­ки бы­ли соз­да­ны на се­ве­ре Су­ма­т­ры (гос-ва Шри­вид­жайя, Па­сей), а так­же в Ма­лак­ке и Джо­хо­ре (Ма­лакк­ский п-ов) в 7–13 вв. (за­пи­са­ны не ра­нее 14–15 вв.). Сре­ди наи­бо­лее за­мет­ных про­из­ве­де­ний – хи­кая­ты, пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие ин­дий­ские и яван­ские сю­же­ты (в ча­ст­но­сти, из по­эмы «Бха­ра­та­юдд­ха»): «Хи­ка­ят о Се­ри Ра­ме», «Хи­ка­ят о санг Бо­ме», «Хи­ка­ят о вой­не по­бе­до­нос­ных пан­да­вов». «Хи­ка­ят о рад­жах Па­сея» (кон. 14 в.) – об­ра­зец ис­то­рио­гра­фии, где по­ве­ст­во­ва­ние об ут­вер­жде­нии и па­де­нии Па­сей­ской ди­на­стии пе­ре­ме­жа­ет­ся ми­фо­ло­гич. эпи­зо­да­ми и ди­дак­тич. на­став­ле­ния­ми. В 14–16 вв. боль­шой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись пье­сы те­ат­ра те­ней (ва­янг), со­хра­ни­лись про­за­ич. либ­рет­то, на­пи­сан­ные на ос­но­ве инд. эпич. по­эм «Ма­хаб­ха­ра­та» и «Ра­мая­на», рас­про­стра­ня­лись по­вес­ти, рас­ска­зы­ваю­щие о воз­му­жа­нии ге­роя-ры­ца­ря и по­ис­ке им не­вес­ты («Хи­ка­ят о Панд­жи Се­ми­ран­ге», «Хи­ка­ят об Ан­да­ке­не Пе­ну­ра­те», «Хи­ка­ят о ма­ха­рад­же Пус­пе Ви­рад­же», «Хи­ка­ят о Па­ран­ге Пу­тин­ге», «Хи­ка­ят об Ин­д­ра­пут­ре»). Соз­дан­ные на се­ве­ре Су­мат­ры «Хи­ка­ят об Ис­кан­де­ре Дву­ро­гом», «Хи­ка­ят о све­те Му­хам­ма­да», «Хи­ка­ят о Му­хам­ма­де Ха­на­фии», «Хи­ка­ят об Ами­ре Хам­зе» и др. от­чёт­ли­во сви­де­тель­ст­ву­ют об уси­ле­нии му­сульм. влия­ния на ма­лай­скую ли­те­ра­ту­ру.

С 15 в. круп­ным цен­тром лит. жиз­ни стал Ма­лакк­ский сул­та­нат, где соз­да­ны про­за­ич. Ма­лай­ские хро­ни­ки 14–17 вв., в ко­то­рых вы­мы­сел со­че­та­ет­ся с рас­ска­зом о воз­вы­ше­нии и упад­ке ма­лакк­ско­го дво­ра. Сре­ди пер­вых об­раз­цов об­рам­лён­ной про­зы в М. л. – «Хи­ка­ят о му­дром по­пу­гае» (пе­ре­ло­же­ние пер­сид­ско-тад­жик­ской кн. «Ту­ти-на­ме») и «Хи­ка­ят о Бах­тиа­ре» (оба 16 в.). Силь­ное влия­ние ма­лай­ско­го фольк­ло­ра (в ча­ст­но­сти, пан­ту­нов) за­мет­но в «Хи­кая­те об Ин­д­ре Мен­гин­д­ре» (16 в.), соз­дан­ном в Джо­хо­ре, ко­то­рый стал важ­ным куль­тур­ным цен­тром по­сле пор­туг. за­вое­ва­ния Ма­лак­ки. Джо­хор­ский «Хи­ка­ят о ханг Туа­хе» (17 в.), за­тра­ги­ваю­щий те­му бо­же­ст­вен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния вла­сти, стал нац. ге­ро­ич. эпо­сом. В 16–17 вв. сло­жил­ся жанр шаи­ра – сти­хотв. по­эмы с 4-строч­ной стро­фой со сплош­ной риф­мой; в чис­ле наи­бо­лее ран­них – «Ша­ир о Кен Там­бу­хан». В 16–18 вв. ак­тив­ное раз­ви­тие лит-ры на­блю­да­лось в сул­та­на­те Аче (се­вер Су­мат­ры); круп­ней­шая фи­гу­ра – по­эт-су­фий Хам­зах Фан­су­ри (кон. 16 – нач. 17 вв.), ав­тор «Шаи­ра о сли­ян­ной ры­бе», «Шаи­ра о лод­ке» и др., для ко­то­рых ха­рак­тер­но со­еди­не­ние мис­ти­циз­ма с нар. фольк­лор­ной об­раз­но­стью. Хам­зах Фан­су­ри был так­же ро­до­на­чаль­ни­ком жан­ра ки­та­ба (бо­го­слов­ско­го трак­та­та); сре­ди са­мых из­вест­ных – «На­пи­ток влюб­лён­ных», «Тай­ны по­стиг­ших» и др. Пан­теи­стич. взгля­ды про­по­ве­до­вал в сво­их ки­та­бах его уче­ник, уро­женец Па­сея Шам­суд­дин ас-Су­мат­ра­ни. Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. лит. па­мят­ни­ков Аче – на­зи­дат. и эн­цик­ло­пе­дич. со­чи­не­ния «Ко­ро­на ца­рей» (1603–04) Бу­ха­ри аль-Джау­ха­ри, «Хи­ка­ят об Аче» (1630-е гг.), а так­же «Сад ца­рей» (1630-е гг.) Ну­руд­ди­на бин Али ар-Ра­ни­ри. В 18–19 вв. М. л. про­дол­жа­ет раз­ви­вать­ся в рам­ках клас­сич. жан­ров (хро­ни­ки, бо­го­слов­ские и мис­тич. ки­та­бы, хи­кая­ты, шаи­ры), о чём сви­де­тель­ст­ву­ет твор­че­ст­во пи­са­те­лей 19 в. Али Хад­жи, Му­хам­ма­да Али бин Гу­ла­ма Ху­сей­на и др. Про­све­ти­тель­ская на­прав­лен­ность и стре­м­ле­ние к об­нов­ле­нию за­мет­ны в лит. дея­тель­но­сти Мун­ши Аб­дул­ла­ха бин Аб­дул­ка­ди­ра, ав­то­ра «Хи­кая­та об Аб­дул­ла­хе» (1848), став­ше­го пер­вым об­раз­цом жан­ра ме­муа­ров и пу­те­вых за­ме­ток в М. л. Про­све­тит. тен­ден­ции на­шли про­дол­же­ние в про­зе Мун­ши Му­хам­ма­да Иб­ра­хи­ма бин Аб­дул­ла­ха. Твор­че­ст­во Али Хад­жи ибн Рад­жи Хад­жи Ах­ма­да («Ро­до­сло­вия бу­гов и ма­лай­цев», 1860) ин­те­рес­но по­пыт­кой со­хра­нить клас­сич. тра­ди­ции.

С нач. 20 в. на ос­но­ве М. л. раз­ви­ва­ют­ся лит-ры Ин­до­не­зии, Ма­лай­зии, Бру­нея и Син­га­пу­ра.

Изд.: Ска­за­ние о Се­ри Ра­ме. М., 1961; Ска­за­ние о Панд­жи Се­ми­ранг. М., 1965; Вол­шеб­ный жезл. Сказ­ки на­ро­дов Ин­до­не­зии и Ма­лай­зии. М., 1972; Ска­за­ние о санг Бо­ме. М., 1973; Сад зо­ло­то­го пав­ли­на. Ста­рин­ная ма­лай­ская про­за. М., 1975; Ска­за­ния о доб­ле­ст­ных, влюб­лен­ных и муд­рых: Ан­то­ло­гия клас­си­че­ской ма­лай­ской про­зы. М., 1982; По­весть о ханг Туа­хе. М., 1984; По­весть о Бах­тиа­ре. М., 1989.

Лит.: Вин­стедт Р. Пу­те­ше­ст­вие че­рез пол­мил­лио­на стра­ниц. Ис­то­рия ма­лай­ской клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1966; Пар­ни­кель Б. Б. Вве­де­ние в ли­те­ра­тур­ную ис­то­рию Ну­сан­та­ры IX–XIX вв. М., 1980; Бра­гин­ский В. И. Ис­то­рия ма­лай­ской ли­те­ра­ту­ры VII– XIX вв. М., 1983; Braginsky V. I. The sys­tem of classical Malay literature. Leiden, 1993; idem. The heritage of traditional Malay literature: a historical survey of genres, writings and lite­rary views. Leiden, 2004.

Вернуться к началу