Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ЙКОВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 463

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

МА́ЙКОВ Ва­си­лий Ива­но­вич [1728, Мо­ск­ва – 17(28).6.1778, там же], рус. по­эт. Дво­рянин. Ре­гу­ляр­но­го об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. С 1747 (фор­маль­но с 1742) со­сто­ял на служ­бе в л.-гв. Се­мё­нов­ском пол­ку в С.-Пе­тер­бур­ге. Вый­дя в от­став­ку с чи­ном гвардии ка­пи­та­на (дек. 1761), по­се­лил­ся в Мо­ск­ве, сбли­зил­ся с круж­ком М. М. Хе­ра­ско­ва, в его жур­на­лах «По­лез­ное уве­се­ле­ние» (1762) и «Сво­бод­ные ча­сы» (1763) на­пе­ча­тал свои пер­вые сти­хо­тво­ре­ния (эк­ло­га «Ци­те­мель», ду­хов­ная ода «Страш­ный суд» и др.). Ирои­ко­ми­че­ская по­эма М. «Иг­рок лом­бе­ра» (1763), где вы­со­ким сло­гом из­ла­га­лись пра­ви­ла кар­точ­ной иг­ры, при­нес­ла ему пер­вый ус­пех. В 1766–67 2-й то­ва­рищ моск. гу­бер­на­то­ра. В 1768 пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, уча­ст­во­вал в ра­бо­те Ко­мис­сии но­во­го уло­же­ния. В 1770–75 про­ку­рор Во­ен. кол­ле­гии. В 1775 вер­нул­ся в Мо­ск­ву, по­лу­чил чин бри­га­ди­ра и долж­ность гл. чле­на в кон­то­ре Мас­тер­ской и Ору­жей­ной па­ла­ты.

В лит. дея­тель­но­сти про­явил се­бя как по­сле­до­ва­тель А. П. Су­ма­ро­ко­ва (в лит. по­ле­ми­ках все­гда вы­сту­пал на его сто­ро­не, ад­ре­со­вал ему два сво­их про­грамм­ных сти­хо­тво­ре­ния – «Ода о суе­те ми­ра», 1774, и «Ода о вку­се», 1776). Сб-к М. «Нра­во­учи­тель­ные бас­ни» (ч. 1–2, 1766–1767) от­ме­чен влия­ни­ем притч Су­ма­ро­ко­ва с их про­сто­реч­ной фра­зео­ло­ги­ей. Тра­ге­дии М. – «Аг­рио­па» (пост. в 1769, изд. в 1775) и «Фе­мист и Ие­ро­ни­ма» (изд. в 1775) – про­дол­жа­ют тра­ди­цию су­ма­ро­ков­ской тра­ге­дии. В «Одах ду­хов­ных» и «Одах тор­же­ст­вен­ных», со­ста­вив­ших две час­ти сб-ка М. «Раз­ные сти­хо­тво­ре­ния» (1773), при на­ли­чии эле­мен­тов «ви­тий­ст­вен­но­го» оди­че­ско­го сти­ля, до­ми­ни­ру­ет ус­та­нов­ка на ра­цио­на­ли­стич. яс­ность, свой­ст­вен­ную по­этам су­ма­ро­ков­ской шко­лы. В то же вре­мя М., в от­ли­чие от Су­ма­ро­ко­ва, в сво­ей ли­ри­ке раз­ви­вал нравств.-ре­лиг. про­бле­ма­ти­ку, свя­зан­ную с ма­сон­ски­ми идея­ми: фи­ло­со­фич. оды «Ищу­щим муд­ро­сти», «Сча­стие», «Ода пре­ос­вя­щен­но­му Пла­то­ну… о бес­смер­тии ду­ши в рас­су­ж­де­нии бес­ко­неч­ных на­ших же­ла­ний» (все 1778) и др.

Са­мое из­вест­ное соч. М. – ирои­ко­ми­че­ская по­эма «Ели­сей, или Раз­дра­жен­ный Вакх» (1771) о сто­лич­ных по­хо­ж­де­ни­ях пья­но­го ям­щи­ка Ели­сея, воз­му­щён­но­го жад­но­стью от­куп­щи­ков. В по­эме со­че­та­ют­ся чер­ты па­ро­дии (на пе­ре­ве­дён­ную В. П. Пет­ро­вым пер­вую песнь «Энеи­ды» Вер­ги­лия), со­ци­аль­ной са­ти­ры, на­прав­лен­ной про­тив сис­те­мы вин­ных от­ку­пов, и чис­то­го ко­миз­ма, имею­ще­го фольк­лор­ные ис­то­ки (по за­ме­ча­нию А. С. Пуш­ки­на, «Ели­сей ис­тин­но сме­шон»).

Др. со­чи­не­ния М.: ко­мич. опе­ры «Лю­бов­ник-кол­дун» (пост. в 1772, му­зы­ка по мо­ти­вам рус. нар. пе­сен; изд. в 1779) и «Де­ре­вен­ский празд­ник, или Увен­чан­ная доб­ро­де­тель» (пост. в 1777, муз. И. Кер­цел­ли), од­но­акт­ная «дра­ма с му­зы­кой» «Пиг­ма­ли­он, или Си­ла люб­ви» (изд. в 1779), не­за­вер­шён­ная ге­ро­ич. по­эма из эпо­хи Смут­но­го вре­ме­ни «Ос­во­бо­ж­дён­ная Мо­ск­ва» (1772–73, изд. в 1867), воль­ные сти­хотв. пе­ре­ло­же­ния от­рыв­ков из «Ме­та­мор­фоз» Ови­дия (1762–63), ди­дак­тич. по­эмы Фрид­ри­ха II Ве­ли­ко­го «Во­ен­ная нау­ка» (1767), тра­ге­дии Воль­те­ра «Ме­ро­па» (1775).

Соч.: Со­чи­не­ния и пе­ре­во­ды. СПб., 1867; Избр. про­из­ве­де­ния. М.; Л., 1966.

Лит.: Зо­ло­та­рев С. А. Пи­са­те­ли-яро­слав­цы. Яро­славль, 1920. Вып. 2; За­па­дов АВ. По­эты XVIII в.: А. Кан­те­мир, А. Су­ма­ро­ков, В. Май­ков, М. Хе­ра­сков. М., 1984; Клейн И. Пу­ти куль­тур­но­го им­пор­та: Тру­ды по рус­ской ли­те­ра­ту­ре XVIII в. М., 2005.

Вернуться к началу