МА́ЙКОВ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ЙКОВ Аполлон Николаевич [23.5(4.6).1821, Москва – 8(20).3.1897, С.-Петербург], рус. поэт, чл.-корр. Петерб. АН (1853). Из старинного дворянского рода. Брат В. Н. Майкова и Л. Н. Майкова. Окончил С.-Петерб. ун-т (1841). В 1841 поступил на службу в Деп-т Гос. казначейства в С.-Петербурге. Получив пособие от имп. Николая I, в 1842–44 путешествовал по Европе (Франция, Италия, Германия, Чехия), слушал лекции в Сорбонне. Вернувшись в С.-Петербург, с 1844 служил в Румянцевском музее, с 1852 – в С.-Петерб. к-те иностр. цензуры (с 1875 возглавлял его). Тайн. сов. (1888).
Дебютировал в печати стихотворением «Орёл» («Библиотека для чтения», 1835, т. 9). В 1842 вышел первый сб. М. – «Стихотворения», принёсший ему громкий успех. Особенно высоко оценивались критикой (в т. ч. В. Г. Белинским) стихотворения М. «в антологическом роде», представлявшие идиллич. образ античности преим. в пейзажной лирике, где М. стремился выразить «языческое» переживание природы, населённой мифологич. существами. В первых своих поэмах («Две судьбы», 1845; «Машенька», 1846), обратившись к критике совр. характеров и социальных конфликтов, М. обнаружил сочувствие тенденциям натуральной школы, но вскоре решительно от них отошёл. В поэтич. сб. «Очерки Рима» (1847) вернулся к антологич. лирике, рисуя сценки из жизни совр. Италии на фоне «вечного города», в сопоставлении с миром классич. древности. В драматич. поэме «Три смерти» (1851, опубл. в 1857) на примере гибели трёх лучших представителей Рима времён Нерона показана обречённость языческого мира в целом. Конфликт язычества и христианства, ставший одной из гл. тем в творчестве М., наиболее полное воплощение получил в лирич. драме «Два мира», опубликованной в 1882 и тогда же отмеченной первой Пушкинской премией.
Консерватизм М. возрос в период Крымской войны (поэтич. сб. «1854-й год», 1855). В России он теперь видел оппонента и в то же время преемницу Европы, отрёкшейся от христианства и вставшей на путь богоборчества (стих. «Клермонтский собор», 1854). Это предопределило сближение М. со славянофилами, а также с Ф. М. Достоевским, Н. Н. Страховым и др. идеологами почвенничества. В поэзии М. большое место занимают стихотворения на темы рус. истории, трактуемой в гос.-патриотич. ключе («Кто он?», 1842; «В Городце в 1263 году», 1878; «У гроба Грозного», 1888, и др.). Его занимают проблемы старообрядчества (поэма «Странник», 1867), парадоксальные отношения внутренней близости и внешнего конфликта в сменяющихся поколениях рус. дворянства (поэма «Княжна***», 1878). Однако, несмотря на резкую определённость религ. и политич. взглядов М., современники воспринимали его прежде всего как служителя «чистого искусства» (наряду с А. А. Фетом и Я. П. Полонским), преданного идеалам классич. красоты и ясности и далёкого от житейской прозы. Этому способствовала весомость антологич. лирики в его творчестве, а также стихотворения М. о рус. природе, многие из которых ещё при жизни автора стали хрестоматийными («Ласточки», 1856; «Весна! Выставляется первая рама…», «Летний дождь», оба 1858, и др.). М. принадлежат одно из известнейших поэтич. переложений «Слова о полку Игореве» (1866–70), переводы чеш., серб. и новогреческих песен.