Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНДЗО́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 747-748

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Ю. Сапрыкина
А. Мандзони. Портрет работы Ф. Айеца. 1841. Пинакотека Брера (Милан).

МАНДЗО́НИ (Manzoni) Алес­сан­д­ро (7.3.1785, Ми­лан – 22.5.1873, там же), итал. пи­са­тель. Из ари­сто­кра­тич. се­мьи; внук Ч. Бек­ка­риа, пле­мян­ник А. Вер­ри. Се­на­тор (1860). Учил­ся в кол­лед­жах, при­над­ле­жав­ших разл. ор­де­нам (1791–1803), не­смот­ря на это, уже в юно­сти стал убе­ж­дён­ным ан­ти­кле­ри­ка­лом и рес­пуб­ли­кан­цем, при­вер­жен­цем ра­цио­на­лиз­ма Про­све­ще­ния. Ран­няя по­эзия М. вы­дер­жа­на в ду­хе клас­си­циз­ма: по­эма «Три­умф сво­бо­ды» («Trionfo del­la libertà», 1801), идил­лия «Ад­да» («Ad­da», 1803), че­ты­ре фи­лос.-са­ти­рич. «По­уче­ния» («Ser­moni», 1803–04). В 1805–10 жил в Па­ри­же; сбли­зил­ся с круж­ком франц. мыс­ли­те­лей, со­хра­нив­ших вер­ность идеа­лам Про­све­ще­ния в ус­лови­ях им­пе­рии (П. Ж. Ж. Ка­ба­нис, А. Л. К. Дес­тют де Тра­си, К. Форь­ель). Эво­лю­ция ми­ро­воз­зре­ния и по­эти­ки М. в сто­ро­ну ро­ман­тиз­ма от­ра­зи­лась в по­эмах: «На смерть Кар­ло Им­бо­на­ти» («In morte di Carlo Imbonati», 1806), «Ура­ния» («Urania», 1809) и осо­бен­но – в цик­ле из пя­ти «Свя­щен­ных гим­нов» («Inni sacri», 1812–22) и очер­ке «О ка­то­ли­че­ской мо­ра­ли» («Sul­la morale cat­to­lica», 1819). Ме­ж­ду 1809 и 1810 М. пе­ре­жил нравств. кри­зис; об­ра­ще­ние к ка­то­лич. ве­ре ло­ги­че­ски за­вер­ши­ло его раз­мыш­ле­ния о гу­ман­ной мис­сии по­эта.

В кон­це 1810-х гг. М. стал гла­вой милан­ско­го круж­ка ро­ман­ти­ков, объ­еди­нив­ших­ся во­круг ж. «Concilia­tore» (1818–19); его эс­те­тич. тру­ды: «Пись­мо г-ну Ш… о един­ст­вах вре­ме­ни и мес­та в дра­ма­ти­че­ском про­из­ве­де­нии» («Let­te­ra sull’ unità di tempo e di luogo nella tragedia», 1823, рус. пер. 1984) и «Пись­мо мар­ки­зу Че­за­ре Д’Адзельо о ро­мантиз­ме» («Lettera al marchese Cesare d’Azeg­lio sul romanticismo», 1823, опубл. в 1846, рус. пер. 1984) вос­при­ни­ма­лись как ма­ни­фе­сты ро­ман­тич. шко­лы не толь­ко в Ита­лии, но и за её пре­де­ла­ми. Эти ра­бо­ты, а так­же оды «Март 1821 г.» («Marzo 1821», опубл. в 1848) и «Пя­тое мая» («Il cinque maggio», 1821; на­пи­са­на на смерть На­по­ле­о­на I и бы­ла за­пре­ще­на цен­зу­рой вплоть до 1822) от­ра­зи­ли пред­став­ле­ния М. о кон­фликт­ном взаи­мо­дей­ст­вии бла­го­род­но­го ге­ро­ич. дея­ния, жес­то­кой ис­то­рич. и по­ли­тич. за­ко­но­мер­но­сти и не­пре­лож­ной муд­ро­сти про­ви­де­ния. Оду «Пя­тое мая» в сво­ём пе­ре­во­де на­пе­ча­тал в ж. «Über Kunst und Altertum» И. В. Гё­те (1822); час­тич­ный рус. пер. осу­ще­ст­вил Ф. И. Тют­чев (ок. 1829).

Обос­но­ван­ный в эс­те­тич. со­чи­не­ни­ях М. тип изо­бра­же­ния ис­то­рич. со­бы­тий был оп­ро­бо­ван им в тра­ге­ди­ях «Граф Кар­мань­о­ла» («Il conte di Carmagnola», 1820; рус. пер. 1888) и «Адель­гиз» («Adel­chi», 1822; рус. пер. 1978), по­стро­ен­ных на не­при­ми­ри­мом нравств. кон­флик­те бла­го­род­ной лич­но­сти и гос. ин­те­ре­са. Пре­ди­сло­вие к «Гра­фу Кар­мань­о­ле», где М., в ча­ст­но­сти, под­верг кри­ти­ке пра­ви­ло трёх единств, ста­ло од­ним из пер­вых ма­ни­фе­стов ро­ман­тич. те­ат­ра.

Но­ва­тор­ский ха­рак­тер ис­то­риз­ма М. пол­нее все­го вы­ра­зил­ся в са­мом зна­ме­ни­том его со­чи­не­нии – ро­ма­не «Об­ру­чён­ные» («I promessi sposi», 1-я ре­дак­ция под назв. «Фер­мо и Лю­чия» – 1821–1823; по­сле­дую­щие ре­дак­ции – 1825–27 и 1840–42; рус. пер. 1833). Со­бы­тия из жиз­ни Ми­лан­ско­го гер­цог­ст­ва в 17 в. ос­мыс­ле­ны в ро­ма­не как про­яв­ле­ние пер­ма­нент­но­го нравств.-ре­лиг. кон­флик­та (про­ти­во­стоя­ние хри­сти­ан­ской эти­ки, сле­до­ва­ния еван­гель­ским за­ве­там, с од­ной сто­ро­ны, и низ­мен­ных ко­ры­ст­ных ин­те­ре­сов, пре­зре­ния к сла­бо­му – с дру­гой). Сю­жет ро­ма­на стро­ит­ся на столк­но­ве­нии ин­те­ре­сов бед­ных и уни­жен­ных с уст­рем­ле­ния­ми силь­ных ми­ра се­го; по мыс­ли М., смысл че­ло­ве­че­ским дея­ни­ям при­да­ёт ве­ра в про­ви­де­ние. В «Об­ру­чён­ных» при­сут­ст­ву­ют не­ко­то­рые сю­жет­ные мо­ти­вы итал. про­зы 17 в., а так­же эле­мен­ты го­ти­че­ско­го ро­ма­на.

Сре­ди др. со­чи­не­ний: ис­то­рич. очерк «Ис­то­рия по­зор­но­го стол­ба» («Storia del­la colonna infame», на­пи­са­но в 1820-х гг., опубл. в 1842; рус. пер. 1978), раз­ви­ваю­щий те­му нравств. от­вет­ст­вен­но­сти власть иму­щих; трак­тат «Об италь­ян­ском язы­ке» («Della lingua italiana», 1847, опубл. в 1850).

Соч.: Manzoni: cattolicesimo e ragione borg­he­se: antologia. Torino, 1975; Из­бран­ное. М., 1978; Tutte le lettere. Mil., 1986; Tutte le opere. Mil., 1990–1991. Vol. 1–5; Opere. To­rino, 2002.

Лит.: Ват­сон МВ. Манд­зо­ни. СПб., 1902; Pet­rocchi G. Manzoni, letteratura e vita. Mil., 1971; Goffis C. La lirica di A. Manzoni. Firenze, 1971; Bonora E. Manzoni. Torino, 1976; De San­ctis F. Manzoni. Torino, 1983; Реи­зов БГ. Ис­то­ри­че­ский смысл тра­ге­дии А. Манд­зо­ни «Граф Кар­мань­о­ла» // Ис­то­рия и тео­рия ли­те­ра­ту­ры. Л., 1986; Nencioni G. Trittico man­zoniano. Orte, 1987; Vitale M. La lingua di A. Manzoni. Mil., 1992; Raimondi E. Il ro­man­zo senza idillio: saggio sui «Promessi sposi». Torino, 2000; Pupino A. R. Manzoni, re­ligione e romanzo. Roma, 2005; Tellini G. Man­zoni. Roma, 2007.

Вернуться к началу