Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАВЛЯ́ КУЛЫ́Й

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Т. Сибгатуллина

МАВЛЯ́ КУЛЫ́Й, Мав­ля Ко­лый (псевд. раб Бо­жий; наст. имя и фам. не­изв.) (1630-е гг., дер. Чи­та, по др. све­де­ни­ям, дер. Ку­лае­во Ка­зан­ско­го у. Ка­зан­ской губ. – нач. 18 в., пред­по­ло­жи­тель­но дер. Ста­рый Иш­ти­ряк, там же), тат. по­эт, ре­лиг. дея­тель. По­лу­чил бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние. В 1670-е гг. жил в ок­ре­ст­но­стях г. Бол­гар (Бул­гар), в 1699 пе­ре­ехал в дер. Ста­рый Иш­ти­ряк. Ав­тор по­этич. сб. «Муд­рые из­ре­че­ния» («Хик­мəт­лəр»; 1669–70, по др. све­де­ни­ям, 1678–1679), со­дер­жа­ще­го бо­лее 100 сти­хо­тво­ре­ний ре­лиг.-фи­лос. те­ма­ти­ки; впер­вые об­на­ру­же­ны в 1925 (ру­ко­пис­ный спи­сок – 1855, час­тич­но опубл. в 1927). В кон. 1990-х гг. бы­ли об­на­ру­же­ны фраг­мен­ты по­эм «О еди­но­мыш­лен­ни­ках» («Бе­рек­кəн­нəр сый­фа­ты») и «Об ищу­щих доз­во­лен­ной пи­щи» («Хəлəл нəфкъə эс­тə­гəн­лəр сый­фа­ты»; обе изд. в 2008). Твор­че­ст­во М. К. про­дол­жа­ет тра­ди­ции ср.-ази­ат. су­фий­ской по­этич. шко­лы (А. Яса­ви, С. Ба­кыр­га­ни). В по­эзии М. К. пре­об­ла­да­ют мо­ти­вы жиз­ни и смер­ти, нравств. чис­то­ты, му­сульм. ас­ке­ти­ки; для неё ха­рак­тер­ны 12-слож­ный сил­ла­бич. стих, стро­гое со­блю­де­ние рит­ма и риф­мы.

Соч.: Ан­то­ло­гия та­тар­ской по­эзии. Ка­зань, 1957. С. 69–71.

Лит.: Аби­лов Ш., Дəүлəтшин К. Мəү ла Ко­лый ижа­ты // Та­тар əдəбия­ты та­ри­хы. Ка­зан, 1984. Т. 1; Сред­не­ве­ко­вая та­тар­ская ли­те­ра­ту­ра (VIII–XVIII вв.). Ка­зань, 1999; Ка­ди­ро­ва Э. Х. Язык хик­ме­тов та­тар­ско­го по­эта XVII в. М. Ку­лыя. Ка­зань, 2003.

Вернуться к началу