Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́ССИНГ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 339-340

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Ерохин

ЛЕ́ССИНГ (Lessing) Гот­хольд Эф­ра­им (22.1.1729, Ка­менц, Сак­со­ния – 15.2.1781, Бра­ун­швейг), нем. дра­ма­тург, тео­ре­тик ис­кус­ст­ва, лит. кри­тик, пуб­ли­цист. Ро­дил­ся в се­мье пас­то­ра. Изу­чал тео­ло­гию в Лейп­циг­ском ун-те (1746–48), ме­ди­ци­ну в ун-те Вит­тен­бер­га (1748; 1751–52). С 1748 жил в Бер­ли­не, где в 1751–55 со­труд­ни­чал в газ. «Vos­sische Zeitung». В 1754–58 из­да­вал ж. «Те­ат­раль­ная биб­лио­те­ка» («Theatra­lische Bib­liothek») в Лейп­ци­ге. В 1760–1765 слу­жил сек­ре­та­рём гу­бер­на­то­ра Си­ле­зии, прус. ген. фон Тау­эн­ци­на в г. Брес­лау (ны­не Вроц­лав). В 1767–69 ве­ду­щий дра­ма­тург Нац. те­ат­ра в Гам­бур­ге. С 1770 Л. за­нимал долж­ность биб­лио­те­ка­ря бра­ун­швейг­ско­го гер­цо­га в г. Воль­фен­бют­тель.

Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель нем. Про­све­ще­ния. Де­бю­ти­ро­вал клас­си­ци­стич. ко­ме­ди­ей в ду­хе И. К. Гот­ше­да «Мо­лодой учё­ный» («Der junge Gelehrte», пост. в 1748, изд. в 1754), за ко­то­рой по­сле­до­ва­ли слёз­ные ко­ме­дии «Ев­реи» («Die Juden», пост. в 1749, изд. в 1754) и «Воль­но­ду­мец» («Der Freigeist», пост. в 1749, изд. в 1755), сб-к анак­ре­он­ти­че­ской по­эзии «Без­дел­ки» («Klei­ni­g­keiten», 1751). Ав­тор пер­вой нем. ме­щан­ской дра­мы – «Мисс Са­ра Самп­сон» («Miß Sara Sampson», пост. и изд. в 1755). В 1758 совм. с К. Ф. Ни­ко­лаи и фи­ло­со­фом М. Мен­дель­со­ном ос­но­вал лит. ж. «Пись­ма о но­вей­шей ли­те­ра­ту­ре» («Briefe, die neueste Literatur bet­ref­fend», 1759–65), в ко­то­ром раз­вер­нул по­ле­ми­ку про­тив франц. клас­си­циз­ма и его нем. по­сле­до­ва­те­ля Гот­ше­да. В трак­та­те «Лао­ко­он, или О гра­ни­цах жи­во­пи­си и по­эзии» («Laokoon, oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie», 1766) вы­сту­пил оп­по­нен­том по­пу­ляр­ной в то вре­мя тео­рии по­эзии как «го­во­ря­щей жи­во­пи­си», по­ка­зав прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие по­эзии и изо­бра­зит. ис­кусств: по­эзия пред­став­ля­ет «дей­ст­вия» (со­бы­тия во вре­ме­ни), а изо­бра­зит. ис­кус­ст­ва – «те­ла с их ви­ди­мы­ми свой­ст­ва­ми» (пред­ме­ты в про­стран­ст­ве); вы­ра­зи­тель­ные воз­мож­но­сти по­эзии ши­ре – ей «дос­туп­ны та­кие кра­со­ты, ка­ких ни­ко­гда не дос­тиг­нуть жи­во­пи­си» (в от­ли­чие от по­след­ней, по­эзия мо­жет изо­бра­жать и «без­образ­ное» без ущер­ба для эс­те­тич. чув­ст­ва – напр., кри­ча­щий от бо­ли Лао­ко­он у Вер­ги­лия). В цик­ле те­ат­раль­ных ре­цен­зий «Гам­бург­ская дра­ма­тур­гия» («Hambur­gische Dramaturgie», Bd 1–2, 1767–69), по­ды­то­жив­шем опыт борь­бы Л. про­тив за­си­лья франц. пьес в ре­пер­туа­ре гам­бург­ско­го Нац. те­ат­ра, пред­ло­жил про­грам­му соз­да­ния нем. нац. дра­ма­тур­гии. Л. кри­ти­ку­ет ба­роч­ную «тра­ге­дию му­че­ни­че­ст­ва» (Märtyrerdrama), от­да­ёт пред­поч­те­ние У. Шек­спи­ру пе­ред Воль­те­ром, рас­смат­ри­ва­ет тра­ге­дию как сред­ст­во нрав­ст­вен­но­го вос­пи­та­ния. Из ари­сто­те­лев­ско­го оп­ре­де­ле­ния ка­тар­си­са Л. эли­ми­ни­ро­вал по­ня­тие стра­ха и оп­ре­де­лил тра­ге­дию в про­све­ти­тель­ском ду­хе как «по­эти­че­ское про­из­ве­де­ние, воз­бу­ж­даю­щее со­стра­да­ние». Вза­мен клас­си­ци­стич. «трёх единств» (см. Трёх единств тео­рия) Л. вы­дви­нул прин­ци­пы ши­ро­ко по­ни­мае­мо­го един­ст­ва дей­ст­вия и прав­до­по­до­бия, тре­буя изо­бра­же­ния прав­ди­вых, «сме­шан­ных» ха­рак­те­ров, а не ус­лов­ных «ге­ро­ев» и «зло­де­ев». Тео­ре­тич. взгля­ды Л. на­шли во­пло­ще­ние в ко­ме­дии ха­рак­те­ров «Мин­на фон Барн­хельм, или Сол­дат­ское сча­стье» («Minna von Barnhelm, oder Das Soldatenglück», пост. и изд. в 1767), изо­бра­жаю­щей кон­фликт люб­ви и чес­ти на фо­не со­бы­тий Се­ми­лет­ней вой­ны 1756–63, а так­же в тра­ге­дии «Эми­лия Га­лот­ти» («Emilia Galot­ti», пост. и изд. в 1772), где ге­ро­ич. сю­жет из Ти­та Ли­вия о рим­лян­ке Вир­ги­нии и ти­ра­не Ап­пии Клав­дии ис­тол­ко­ван как дра­ма бес­прав­но­го по­ло­же­ния лич­но­сти в ма­лень­ком феод. го­су­дар­ст­ве. В дра­ма­тич. по­эме «На­тан Муд­рый» («Nathan der Weise», 1779), сво­ём ду­хов­ном за­ве­ща­нии, Л. ре­ши­тель­но вы­сту­пил про­тив ре­лиг. не­тер­пи­мо­сти. Прит­ча о трёх коль­цах (за­им­ст­во­ва­на из «Де­ка­ме­ро­на» Дж. Бок­кач­чо), рас­ска­зы­ва­е­мая от ли­ца ев­рея На­та­на (его про­то­ти­пом по­слу­жил Мен­дель­сон), вы­ра­жа­ет идею об­щей для все­го че­ло­ве­че­ст­ва ес­те­ст­вен­ной ре­ли­гии гу­ма­низ­ма, к ко­то­рой вос­хо­дят все ми­ро­вые ре­ли­гии. Л. за­ни­ма­ет при­ми­ри­тель­ную по­зи­цию ме­ж­ду ре­ли­ги­ей ра­зу­ма и ре­ли­ги­ей от­кро­ве­ния, рас­смат­ри­вая Биб­лию как ис­то­рич. этап на пу­ти к об­ще­че­ло­ве­че­ско­му «еван­ге­лию ра­зу­ма». В фи­лос. от­но­ше­нии Л. бли­зок Спи­но­зе – его эти­ке «сво­бод­но­го че­ло­ве­ка» и идее «ес­те­ст­вен­ной ре­ли­гии». Сре­ди др. со­чи­не­ний: бас­ни в про­зе («Fa­beln», Bd 1–3, 1759; 2. Aufl., 1777), со­чи­не­ния по тео­ло­гии и фи­ло­со­фии мо­ра­ли [диа­лог «Эрнст и Фальк» («Ernst und Falk», Tl 1–2, 1778–80); трак­тат «Вос­пи­та­ние че­ло­ве­че­ско­го ро­да» («Er­ziehung des Men­schen­ge­s­chlechts», 1780, не окон­че­на)], пе­ре­во­ды про­из­ве­де­ний Воль­те­ра, Де­ту­ша, Д. Ди­д­ро. Твор­че­ст­во Л., про­ни­зан­ное ду­хом про­све­ти­тель­ско­го сво­бо­до­мыс­лия, кри­ти­ки и по­ле­ми­ки, бы­ло вы­со­ко оце­не­но И. В. Гё­те, И. Г. Гер­де­ром, Ф. Шле­ге­лем; в Рос­сии осо­бый ин­те­рес к Л. про­явил Н. Г. Чер­ны­шев­ский.

Соч.: Sämtliche Schriften / Hrsg. K. La­chmann, F. Muncker. Stuttg.; Lpz., 1886–1924. Bd 1–23. B., 1968. Bd 1–23; Собр. соч. 2-е изд. СПб., 1904. Т. 1–10; Гам­бург­ская дра­ма­тур­гия. М.; Л., 1936; Лао­ко­он, или О гра­ни­цах жи­во­пи­си и по­эзии. М., 1957; Werke / Hrsg. H. G. Göp­fert u. a. Münch., 1970–1979. Bd 1–8; Дра­мы. Бас­ни в про­зе. М., 1972; Из­бран­ное. М., 1980.

Лит.: Чер­ны­шев­ский Н. Г. Лес­синг, его вре­мя, его жизнь и дея­тель­ность // Чер­ны­шев­ский Н. Г. Полн. собр. соч. М., 1948. Т. 4; Фрид­лен­дер Г. М. Лес­синг. М., 1957; Schröder J. G. E. Lessing. Sprache und Drama. Münch., 1972; Bollacher M. Lessing. Vernunft und Geschichte. Tüb., 1978; Лес­синг и со­вре­мен­ность. М., 1981; Wellbery D. E. Lessing’s Lao­coon: semiotics and aesthetics in the Age of Rea­son. Camb., 1984; Lessing. Epoche – Werk – Wirkung. 6. Aufl. Münch., 1998; Fick M. Les­sing-Handbuch. Leben – Werk – Wirkung. 2. Aufl. Stuttg., 2004; Да­ни­лев­ский Р. Ю. Г. Э. Лес­синг и Рос­сия. Из ис­то­рии рус­ско-ев­ро­пей­ской куль­тур­ной общ­но­сти. СПб., 2006; Nisbet H. B. Lessing. Münch., 2008.

Вернуться к началу