Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕОПА́РДИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 289

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Ю. Сапрыкина

ЛЕОПА́РДИ (Leopardi) Джа­ко­мо (29.6.1798, Ре­ка­на­ти, обл. Мар­ке – 14.6.1837, Не­аполь), итал. по­эт, граф. Из ари­сто­кра­тич. се­мьи. Са­мо­уч­ка; са­мо­стоя­тель­но изу­чил ла­тынь, др.-евр., исп., англ. и франц. язы­ки, за­ни­мал­ся фи­ло­ло­гич. и ис­то­рич. шту­дия­ми. С 1825 ски­тал­ся по Ита­лии (Ми­лан, Бо­ло­нья, Фло­рен­ция, Пи­за, Рим) в по­ис­ках за­ра­бот­ка; с 1833 жил в Не­апо­ле у пи­са­те­ля А. Рань­е­ри.

Джакомо Леопарди. Портрет работы А. Феррацци. 1820.

Со­чи­нял сти­хи с 1809 [со­нет «Смерть Гек­то­ра» («La morte di Ettore»)]; на­пи­сал две тра­ге­дии: «Ин­дий­ская доб­ро­де­тель» («La virtù indiana», 1811) и «Пом­пей в Егип­те» («Pompeo in Egitto», 1812) и ряд со­чи­не­ний эру­дит­ско­го и фи­ло­ло­гич. ха­рак­те­ра (1813–17). Осу­ще­ст­вил пе­ре­вод греч. ирои­ко­ми­че­ской по­эмы «Вой­на мы­шей и ля­гу­шек» («Guerra de’ topi e delle rane», 1816); на её ос­но­ве позд­нее соз­дал ге­рои­ко-са­ти­рич. по­эму в ок­та­вах «Па­ра­ли­по­ме­ны Вой­ны мы­шей и ля­гу­шек» («Paralipomeni alla Batracomiomachia», по­сле 1831, опубл. в 1842), в ино­ска­затель­ной фор­ме вы­ра­зив­шую раз­оча­ро­ва­ние Л. в нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­нии в Ита­лии. Пе­ча­тал­ся с 1816 [эс­се «О сла­ве Го­ра­ция у древ­них» («Della fama di Ora­zio presso gli antichi»)]. В 1818 на­пи­сал две кан­цо­ны пат­рио­тич. со­дер­жа­ния [«К Ита­лии» («All’Italia») и «К па­мят­ни­ку Дан­те» («Sopra il monumento di Dante»)], ко­то­ры­ми Л. от­кры­вал за­тем все под­го­тов­лен­ные им по­этич. сб-ки [«Кан­цо­ны» («Canzoni», 1824), «Сти­хотво­ре­ния» («Versi», 1826), «Пес­ни» («Can­ti», 1831, 2 ed. 1834)], а так­же во­шед­шую в свод «Пе­сен» эле­гию в тер­ци­нах «Пер­вая лю­бовь» («Il primo amore»). В по­эзии Л. сле­до­ва­ние жан­ро­вым и мет­рич. тра­ди­ци­ям нац. ли­ри­ки со­че­та­ет­ся со сме­лым экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ни­ем: на­пи­сан­ная 12-слож­ным бе­лым сти­хом идил­лия «Бес­ко­неч­ность» («L’Infinito», ок. 1819) и др. Ха­рак­тер­ное для ран­ней по­эзии Л. кри­тич. вос­при­ятие со­вре­мен­но­сти и со­звуч­ные «ми­ро­вой скор­би» Дж. Бай­ро­на пес­си­ми­стич. раз­ду­мья о не­дос­ти­жи­мо­сти сча­стья и ил­лю­зор­но­сти люб­ви в его зре­лом твор­че­ст­ве пе­ре­рас­та­ют в реф­лек­сию об из­на­чаль­ной не­спра­вед­ли­во­сти ми­ро­уст­рой­ст­ва: идил­лии и кан­цо­ны «Сон» («Il Sogno», 1820), «По­след­няя песнь Са­фо» («Ultimo canto di Saffo», 1822), «К мо­ей дон­не» («Al­la sua donna», 1823), «Ноч­ная песнь пас­ту­ха, ко­чую­ще­го в Азии» («Canto not­turno del pas­tore errante dell’Asia», 1830), «Лю­бовь и Смерть» («Amore e Mor­te», 1833), «К са­мо­му се­бе» («A se stesso», 1833), «Дрок» («La Ginestra», 1836). По­след­ним сти­хо­тво­ре­ни­ем Л. счи­та­ет­ся «За­кат лу­ны» («Il Tramonto della luna», 1836).

Эс­те­тич. воз­зре­ния Л. от­ра­же­ны в «Рас­су­ж­де­нии италь­ян­ца о ро­ман­ти­че­ской по­эзии» («Discorso di un italiano intor­no al­la poesia romantica», 1818, опубл. в 1906), а так­же в «Днев­ни­ке раз­мыш­ле­ний» («Zibaldone di pensieri», 1817–1832, опубл. в 1898–1900) и «Мыс­лях» («Pensieri», по­сле 1832, опубл. в 1845), где фи­ло­соф­ская, этич. и эс­те­тич. реф­лек­сия под­чи­не­на при­хот­ли­во воз­ни­каю­щим ас­со­циа­ци­ям и об­раз­ам. Ав­тор цик­ла «Нрав­ст­вен­ные очер­ки» («Operette morali», 1824–34, опубл. в 1827–45), со­стоя­ще­го из раз­но­жан­ро­вых про­за­ич. фраг­мен­тов (пре­им. диа­ло­гич. ха­рак­те­ра), в иро­нич. или са­ти­рич. клю­че трак­тую­щих со­вре­мен­ные Л. ра­цио­на­ли­стич. тео­рии куль­тур­но­го, со­ци­аль­но­го, на­уч.-тех­нич. и нравств. про­грес­са; в те­ма­тич. пла­не к цик­лу при­мы­ка­ет са­ти­рич. идил­лия «Па­ли­но­дия» («Palinodia», 1834–35).

В Рос­сии Л. стал из­вес­тен в нач. 1840-х гг.; на рус. яз. его со­чи­не­ния пере­во­ди­лись с 1865. Боль­шой ин­те­рес к твор­че­ст­ву Л. про­яви­ли пи­са­те­ли Се­реб­ря­но­го ве­ка: Д. С. Ме­реж­ков­ский, К. Д. Баль­монт и др.; сре­ди пе­ре­во­д­чиков – В. И. Ива­нов, Н. С. Гу­ми­лёв, А. А. Ах­ма­то­ва.

Соч.: Tutte le opere. Mil., 1937–1949. Vol. 1–5; Tutti gli scritti inediti, rari e editi 1809–1810. Mil., 1972; Эти­ка и эс­те­ти­ка. М., 1978; Ро­ман­тизм гла­за­ми италь­ян­ских пи­са­те­лей. М., 1984. С. 13–38; Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М., 1989; Нрав­ст­вен­ные очер­ки. Днев­ник раз­мыш­ле­ний. Мыс­ли. М., 2000.

Лит.: Штейн В. И. Граф Д. Ле­о­пар­ди и его тео­рия infelicitа̀. СПб., 1891; Ар­сень­ев Н. С. Пес­си­мизм Д. Ле­о­пар­ди. СПб., 1914; Maz­zali E. Leopardi: la vita, il pensiero, i testi esem­plari. Mil., 1972; Bigongiari Р. Leopardi. Fi­renze, 1976; Vallone A. Cultura e poesia in Leo­pardi. Napoli, 1981; Твор­че­ст­во Д. Ле­о­пар­ди. М., 1983; Per leggere Leopardi. Roma, 1988; Leo­pardi nella critica internazionale. Napoli, 1989; G. Leopardi: estetica e poesia. Ravenna, 1992; Му­ред­ду Д. А. Судь­ба Ле­о­пар­ди в Рос­сии. М., 1999; По­лу­ях­то­ва И. К. Жизнь и твор­че­ст­во Д. Ле­о­пар­ди. М., 2003; Polato L. Il sogno di un’ombra: Leopardi e la veritа̀ delle illusioni. Venezia, 2007.

Вернуться к началу