ЛЕОПА́РДИ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕОПА́РДИ (Leopardi) Джакомо (29.6.1798, Реканати, обл. Марке – 14.6.1837, Неаполь), итал. поэт, граф. Из аристократич. семьи. Самоучка; самостоятельно изучил латынь, др.-евр., исп., англ. и франц. языки, занимался филологич. и историч. штудиями. С 1825 скитался по Италии (Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Рим) в поисках заработка; с 1833 жил в Неаполе у писателя А. Раньери.
Сочинял стихи с 1809 [сонет «Смерть Гектора» («La morte di Ettore»)]; написал две трагедии: «Индийская добродетель» («La virtù indiana», 1811) и «Помпей в Египте» («Pompeo in Egitto», 1812) и ряд сочинений эрудитского и филологич. характера (1813–17). Осуществил перевод греч. ироикомической поэмы «Война мышей и лягушек» («Guerra de’ topi e delle rane», 1816); на её основе позднее создал героико-сатирич. поэму в октавах «Паралипомены Войны мышей и лягушек» («Paralipomeni alla Batracomiomachia», после 1831, опубл. в 1842), в иносказательной форме выразившую разочарование Л. в нац.-освободит. движении в Италии. Печатался с 1816 [эссе «О славе Горация у древних» («Della fama di Orazio presso gli antichi»)]. В 1818 написал две канцоны патриотич. содержания [«К Италии» («All’Italia») и «К памятнику Данте» («Sopra il monumento di Dante»)], которыми Л. открывал затем все подготовленные им поэтич. сб-ки [«Канцоны» («Canzoni», 1824), «Стихотворения» («Versi», 1826), «Песни» («Canti», 1831, 2 ed. 1834)], а также вошедшую в свод «Песен» элегию в терцинах «Первая любовь» («Il primo amore»). В поэзии Л. следование жанровым и метрич. традициям нац. лирики сочетается со смелым экспериментированием: написанная 12-сложным белым стихом идиллия «Бесконечность» («L’Infinito», ок. 1819) и др. Характерное для ранней поэзии Л. критич. восприятие современности и созвучные «мировой скорби» Дж. Байрона пессимистич. раздумья о недостижимости счастья и иллюзорности любви в его зрелом творчестве перерастают в рефлексию об изначальной несправедливости мироустройства: идиллии и канцоны «Сон» («Il Sogno», 1820), «Последняя песнь Сафо» («Ultimo canto di Saffo», 1822), «К моей донне» («Alla sua donna», 1823), «Ночная песнь пастуха, кочующего в Азии» («Canto notturno del pastore errante dell’Asia», 1830), «Любовь и Смерть» («Amore e Morte», 1833), «К самому себе» («A se stesso», 1833), «Дрок» («La Ginestra», 1836). Последним стихотворением Л. считается «Закат луны» («Il Tramonto della luna», 1836).
Эстетич. воззрения Л. отражены в «Рассуждении итальянца о романтической поэзии» («Discorso di un italiano intorno alla poesia romantica», 1818, опубл. в 1906), а также в «Дневнике размышлений» («Zibaldone di pensieri», 1817–1832, опубл. в 1898–1900) и «Мыслях» («Pensieri», после 1832, опубл. в 1845), где философская, этич. и эстетич. рефлексия подчинена прихотливо возникающим ассоциациям и образам. Автор цикла «Нравственные очерки» («Operette morali», 1824–34, опубл. в 1827–45), состоящего из разножанровых прозаич. фрагментов (преим. диалогич. характера), в иронич. или сатирич. ключе трактующих современные Л. рационалистич. теории культурного, социального, науч.-технич. и нравств. прогресса; в тематич. плане к циклу примыкает сатирич. идиллия «Палинодия» («Palinodia», 1834–35).
В России Л. стал известен в нач. 1840-х гг.; на рус. яз. его сочинения переводились с 1865. Большой интерес к творчеству Л. проявили писатели Серебряного века: Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт и др.; среди переводчиков – В. И. Иванов, Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова.