Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕО́НТИЙ КИ́ПРСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 283

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Луховицкий

ЛЕО́НТИЙ КИ́ПРСКИЙ, Ле­он­тий Не­аполь­ский (Λεόντιος Νεαπόλεως τῆς Κύπρου), ви­зант. агио­граф, епи­скоп Не­апо­ля (ны­не Ли­ма­сол) на о. Кипр. Дан­ные о био­гра­фии Л. К. скуд­ны и про­ти­во­ре­чи­вы. Со­глас­но Дея­ни­ям VII Все­лен­ско­го со­бо­ра (787), он жил при имп. Мав­ри­кии, пра­вив­шем в 582–602, од­на­ко эти све­де­ния не­дос­то­вер­ны. На ос­но­ва­нии кос­вен­ных сви­де­тельств пред­по­ла­га­ет­ся, что он ро­дил­ся в са­мом на­ча­ле 7 в., воз­мож­но, был уча­ст­ни­ком I Ла­те­ран­ско­го со­бо­ра в Ри­ме (647) и умер по­сле за­хва­та Кип­ра ара­ба­ми (647) в прав­ле­ние Кон­стан­та II (641–668).

Цен­траль­ное про­изв. Л. К. – «Жизнь и жи­тие ав­вы Си­ме­о­на Юро­ди­во­го» («Βίος ϰαὶ πολιτεία τοῦ ἀββᾶ Συμεὼν τοῦ ... Σαλοῦ», ме­ж­ду 641 и 649, рус. пер. Д. Е. Афи­но­ге­но­ва, 1994) – по­ве­ст­ву­ет о си­рий­це Си­ме­о­не (6 в.), ко­то­рый, бла­го­да­ря ас­ке­зе дос­тиг­нув выс­ших сте­пе­ней ду­хов­но­го со­вер­шен­ст­ва, воз­вра­ща­ет­ся в мир, что­бы по­сред­ст­вом на­ме­рен­ной про­во­ка­ции (соз­на­тель­но­го на­ру­ше­ния всех об­ще­при­ня­тых норм по­ве­де­ния) при­вес­ти к Бо­гу жи­те­лей Эме­сы (ны­не г. Хомс). Др. со­чи­не­ние Л. К. «До­пол­не­ния к жи­тию Ио­ан­на Ми­ло­сти­во­го» («Ει̕ς τὰ λειπόμενα τοῦ βίου τοῦ ... ’Ιωάνnou τοῦΕλεήμονος», ок. 641–642) по­свя­ще­но лич­но­сти па­три­ар­ха Алек­сан­д­рий­ско­го Ио­ан­на (610–619). Оба жи­тия на­пи­са­ны жи­вым нар. язы­ком и изо­би­лу­ют эпи­зо­да­ми, ри­сую­щи­ми быт хри­сти­ан­ских об­щин Си­рии и Егип­та до араб. за­вое­ва­ния. В со­хра­нив­шем­ся лишь час­тич­но бо­го­слов­ско-по­ле­мич. соч. «Про­тив иу­де­ев» («Κατὰ ’Ιουδαίους», 630-е гг.) Л. К. од­ним из пер­вых в Ви­зан­тии бо­го­слов­ски обос­но­вал не­об­хо­ди­мость по­чи­та­ния икон. В эпо­ху ико­но­бор­че­ст­ва к это­му со­чи­не­нию об­ра­ща­лись Ио­анн Да­ма­скин и пат­ри­арх Ни­ки­фор Кон­стан­ти­но­поль­ский.

Соч.: Vie de Syméon le Fou et Vie de Jean de Chypre / Ed. A. J. Festugière, L. Rydén. P., 1974.

Лит.: Rydén L. Bemerkungen zum Leben des heiligen Narren Symeon von Leontios von Nea­po­lis. Uppsala, 1970; Mango C. A Byzantine hagiographer at work: Leontios of Neapolis // Byzanz und der Westen: Studien zur Kunst des europäischen Mittelalters / Hrsg. I. Hutter. W., 1984; Déroche V. L’Apologie contre les Juifs de Léontios de Néapolis // Travaux et Mémoi­res. 1993. № 12; idem. Etudes sur Leontios de Neapolis. Uppsala, 1995; Ива­нов С. А. Бла­жен­ные по­ха­бы: куль­тур­ная ис­то­рия юрод­ст­ва. М., 2005.

Вернуться к началу