Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́НАУ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 222

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Белобратов

ЛЕ́НАУ (Lenau) Ни­ко­ла­ус (псевд.; наст. имя и фам. Ни­ко­ла­ус Франц Нимбш Эд­лер фон Штре­ле­нау, Niembsch Edler von Strehlenau) (13.8.1802, Ча­тад, Венг­рия – 22.8.1850, Обер­дёб­линг, близ Ве­ны), австр. по­эт. Сын обед­нев­ше­го дво­ря­ни­на. В 1818–21 изу­чал фи­ло­со­фию в Вен­ском ун-те, за­тем пра­во, аг­ро­но­мию, ме­ди­ци­ну в Прес­бур­ге и Ве­не. С 1830 пол­но­стью по­свя­тил се­бя по­эзии. В 1831 пе­ре­ехал в Гей­дель­берг, позд­нее в Штут­гарт. Сбли­зил­ся со шваб­ской шко­лой по­этов-ро­ман­ти­ков (Г. Шваб, Л. Уланд, Ю. Кер­нер). В 1832 по­бы­вал в США.

Пер­вый по­этич. сб-к – «Сти­хо­тво­ре­ния» («Gedichte», 1832), в ко­то­рый во­шёл цикл «Ка­мы­шо­вые пес­ни» («Schil­flie­der»), при­нёс Л. из­вест­ность и при­зна­ние. Ли­ри­ка Л. про­ни­за­на «ми­ро­вой скор­бью» и ме­лан­хо­ли­ей, об­ра­ще­на к при­ро­де как во­пло­ще­нию тон­чай­ших дви­же­ний ду­ши: сб-ки «Но­вые сти­хо­тво­ре­ния» («Neue Gedichte», 1838), «Сти­хо­тво­ре­ния» («Gedichte», 1844). Фи­лос. на­ча­ло в по­эзии Л. гар­мо­нич­но со­че­та­ет­ся с бо­га­той ме­та­фо­ри­кой и ме­ло­дич. стро­ем сти­ха. В сб. «Поль­ские пес­ни» («Po­lenlieder», 1835) силь­на де­мо­кра­ти­че­ская, сво­бо­до­лю­би­вая тен­ден­ция. Дра­ма­тич. по­эма «Фа­уст» («Faust», 1836, рус. пер. 1892), по­свя­щён­ная тра­ге­дии лич­но­сти, пе­ре­жи­ваю­щей ко­нф­ликт хри­сти­ан­ско­го сми­ре­ния и бун­тар­ской гор­ды­ни, и со­ци­аль­но-фи­лос. по­эма «Са­во­на­ро­ла» («Savonarola», 1837, рус. пер. 2003) на­влек­ли на Л. цен­зур­ные пре­сле­до­ва­ния. В по­эмах «Ян Жиж­ка» («Jo­han­nes Žiška», 1837–42, рус. пер. 1956) и «Аль­би­гой­цы» («Die Albigen­ser», 1842) Л. об­ра­тил­ся к фи­лос. ос­мыс­ле­нию ис­то­ри­ко-ре­во­люц. и ре­лиг. те­ма­ти­ки. Не­за­вер­шён­ная по­эма «Дон Жу­ан» («Don Juan», 1844; изд. в 1851), выс­шее фи­лос.-эс­те­тич. дос­ти­же­ние Л., свя­за­на с по­ис­ка­ми смыс­ла жиз­ни в лю­бов­ном пе­ре­жи­ва­нии, в пре­одо­ле­нии дуа­лиз­ма ду­ха и те­ла. Ока­зал су­ще­ст­вен­ное воз­дей­ст­вие на С. Кьер­ке­го­ра и Ф. Ниц­ше. В Рос­сии сер. 19 – нач. 20 вв. Л. был од­ним из са­мых пе­ре­во­ди­мых по­этов; к его твор­че­ст­ву об­ра­ща­лись Ф. И. Тют­чев, А. А. Фет, А. Н. Пле­ще­ев, К. Д. Баль­монт и мн. др. В 1844 Л. ис­пы­тал рез­кое ухуд­ше­ние ду­шев­но­го со­стоя­ния и со­вер­шил по­пыт­ку са­мо­убий­ст­ва. Умер в пси­хи­ат­рич. ле­чеб­ни­це.

Соч.: Сти­хо­тво­ре­ния. Ян Жиж­ка. М., 1956; Werke und Briefe. Historisch-kritische Gesamt­ausgabe. W., 1989–2004. Bd 1–7.

Лит.: Gibson C. Lenau: Leben, Werk, Wir­kung. Hdlb., 1989; Ritter M. Zeit des Herb­stes: N. Le­nau. W., 2002; Schmidt-Bergmann H. N. Le­nau: zwischen Romantik und Moderne. W., 2003.

Вернуться к началу