«ЛЁГКАЯ ПОЭ́ЗИЯ»
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ЛЁГКАЯ ПОЭ́ЗИЯ» (франц. рoésie fugitive), во франц. поэзии 18 – нач. 19 вв. произведения, посвящённые камерным, интимным темам (дружбе и дружескому пиру, чувственной любви, восхвалению женской красоты) или остроумно и шутливо трактующие «высокие», филос. темы. «Л. п.» возникла в прециозных салонах и представляла собой разновидность поэзии рококо. Отличит. особенности «Л. п.» – доверительный тон, установка на воспроизведение светской «болтовни», тенденция к непрямому, перифрастич. именованию предметов (особенно в произведениях, воссоздающих любовные утехи, красоту обнажённого женского тела). К «Л. п.» обращались молодой Вольтер, П. Ж. Бернар, Ж. Б. Грессе, Ш. Мильвуа, К. Э. Л. Шапель, Г. А. Шолье. Вершиной «Л. п.» стало творчество Э. Д. Парни, у которого гедонистич. мотивы, описание любви как галантной игры, в которой допустима измена в качестве мести за холодность возлюбленной, совмещены с элементами элегич. поэтики и индивидуализацией лирич. «Я».
Понятие «Л. п.» перешло также в рус. лит-ру. Одно из первых произведений в духе «Л. п.» – поэма «Душенька» И. Ф. Богдановича (1778); принципы «Л. п.» сформулированы в программном «Послании о лёгком стихотворении» М. Н. Муравьёва (1783). В 1790–1810-х гг. «Л. п.» играла важную роль в лит. борьбе архаистов и «карамзинистов», которые противопоставили отмирающим высоким поэтич. жанрам (оде, героич. поэме) средние жанры, в т. ч. относящиеся к «Л. п.» (дружеское послание, мадригалы и др.). Яркими образцами «Л. п.» стали «Послание к женщинам» (1795), «К неверной» и «К верной» (оба 1796) Н. М. Карамзина, сочетающие моралистичность с иронией и страстностью любовного чувства. Вершинные достижения рус. «Л. п.» – стихотворения К. Н. Батюшкова, автора «Речи о влиянии лёгкой поэзии на язык» (1816). Образцы «Л. п.» встречаются в ранней лирике А. С. Пушкина. Интерес к «Л. п.» возродился в рус. лит-ре Серебряного века (В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб, М. А. Кузмин).