Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЛИ́Ш

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 300

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Я. Барабаш

КУЛИ́Ш Ми­ко­ла (Ни­ко­лай Гу­рие­вич) [6(18).12.1892, с. Ча­п­лин­ка Тав­ри­че­ской губ. (ны­не Хер­сон­ская обл.) – 3.11.1937, уро­чи­ще Сан­дар­мох, Мед­вежь­е­гор­ский р-н, Ка­ре­лия], укр. дра­ма­тург. Уча­ст­ник 1-й ми­ро­вой (с 1915) и Гра­ж­д. 1917–22 войн. С 1925 жил в Харь­ко­ве. Один из ли­де­ров на­цио­наль­но­го лит.-идео­ло­гич. дви­же­ния, на­зван­но­го впо­след­ст­вии «Рас­стре­лян­ным Воз­ро­ж­де­ни­ем»; в 1926–28 пре­зи­дент «Воль­ной ака­де­мии про­ле­тар­ской ли­те­ра­ту­ры» (Вільна Академія Пролетарської Літератури, ВАПЛIТЕ), раз­гром­лен­ной по ука­за­нию И. В. Ста­ли­на. Аре­сто­ван в 1934, рас­стре­лян; реа­би­ли­ти­ро­ван в 1956.

Пер­вые лит. опы­ты К. от­но­сят­ся к школь­ным го­дам (сти­хи, фель­е­то­ны, эпи­грам­мы). Как дра­ма­тург де­бю­ти­ро­вал пье­сой на рус. яз. «На рыб­ной лов­ле» (1913), впо­след­ст­вии пе­ре­ра­бо­тан­ной в ко­ме­дию, гра­ни­ча­щую с тра­ги­фар­сом, «Так по­гиб Гус­ка» («Отак за­ги­нув Гус­ка», 1925, 2-я ред. – 1932, изд. 1960). В дра­ма­тур­гии К. от­ра­зи­лись тра­гич. со­бы­тия эпо­хи: фи­зич. и ду­хов­ное вы­ми­ра­ние укр. по­сле­ре­во­лю­ци­он­но­го се­ла, го­лод [три­ло­гия «97» (пост. 1924, изд. 1926), «Ком­му­на в сте­пях» («Ком­му­на в сте­пах», пост. 1925, изд. 1931), «Про­щай, се­ло!» (1933)], пе­ре­ро­ж­де­ние сов. эли­ты («Зо­на», 1926), крах со­ци­аль­ных ил­лю­зий и уто­пий [«На­род­ный Ма­ла­хий» («На­род­ний Ма­ла­хiй», 1927, 2-я ред. – 1929), «Мак­ле­на Гра­са» (пост. 1932)]. Дра­ма гражд. и нац. рас­ко­ла, па­губ­ность ре­во­люц. фа­на­тиз­ма по­ка­за­ны в пье­се «Па­те­ти­че­ская со­на­та» [«Па­те­тич­на со­на­та», 1929; по­ста­нов­ка А. Я. Таи­ро­ва в Моск. Ка­мер­ном те­ат­ре (1931) с уча­сти­ем А. Г. Ко­онен и Ф. Г. Ра­нев­ской]. Са­ти­рич. пье­сы К. тя­го­те­ют к тра­ги­фар­су: «Ху­лий Ху­ри­на» («Ху­лій Ху­ри­на», 1926), «Ми­на Ма­зай­ло» (1929, то­гда же по­став­ле­на А. С. Кур­ба­сом в те­ат­ре «Бе­резіль», Харь­ков). Дра­ма­тур­гию К. от­ли­ча­ет стрем­ле­ние к жан­ро­во-сти­ли­стич. экс­пе­ри­мен­там; нац. реа­ли­стич. тра­ди­ция со­че­та­ет­ся со сце­нич. фор­ма­ми ев­роп. мо­дер­низ­ма, эле­мен­та­ми гро­те­ска и аб­сур­диз­ма.

Соч.: Пье­сы. М., 1980; Тво­ри. Київ, 1990. Т. 1–2.

Лит.: Кузякiна Н. Б. П’єси М. Кулiша. Київ, 1970; …З по­ро­га смерті. Пись­мен­ни­ки Ук­раїни – жерт­ви сталінських репресій. Київ, 1991. Вип. 1.

Вернуться к началу