Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУ́КОЛЬНИК

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 281

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. И. Минералов

КУ́КОЛЬНИК Не­стор Ва­силь­е­вич [8(20).9.1809, С.-Пе­тер­бург – 8(20).12.1868, Та­ган­рог], рус. пи­са­тель. Отец – проф. С.-Пе­терб. пе­да­го­гич. ин-та. Учил­ся в Не­жин­ской гим­на­зии выс­ших на­ук (в 1821 и в 1824–29), где по­зна­ко­мил­ся с Н. В. Го­го­лем. Пре­по­да­вал рус. яз. в гим­на­зии в Виль­но. В 1833–39 и 1843–57 чи­нов­ник разл. ве­домств.

Н. В. Кукольник. Портрет работы К. П. Брюллова. 1836. Третьяковская галерея (Москва).

Де­бю­ти­ро­вал как пи­са­тель в 1833 пье­сой «Тар­ти­ни». Сла­ву К. при­нес­ла «дра­ма­ти­че­ская фан­та­зия» в сти­хах «Тор­ква­то Тас­со» (1833), те­ма ко­то­рой – кон­фликт ху­дож­ни­ка с об­ще­ст­вом, трак­то­ван­ный в ду­хе и сти­ли­сти­ке позд­не­го ро­ман­тиз­ма (не­раз­ре­ши­мость про­ти­во­ре­чий, рез­кий кон­траст ха­рак­те­ров, «чу­де­са» и «ви­де­ния»), – раз­ви­ва­ет­ся так­же в дра­мах «Джа­ко­бо Сан­на­зар» (1834), «Джу­лио Мос­ти» (1836), «Мей­стер Минд» (1839; в про­зе), «Им­про­виза­тор» (1844), «Ер­мил Ива­но­вич Ко­стров» (1853) и др., не вы­звав­ших боль­шо­го ре­зо­нан­са. В 1834 К. до­бил­ся по­ста­нов­ки в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре (С.-Пе­тер­бург) сво­ей на­пи­сан­ной дву­мя го­да­ми ра­нее нац.-пат­рио­тич. дра­мы в сти­хах «Ру­ка Все­выш­не­го оте­че­ст­во спас­ла» о со­бы­ти­ях пе­рио­да Смут­но­го вре­ме­ни. Пье­са, с её па­фо­сом еди­не­ния на­ро­да и мо­нар­ха, име­ла ус­пех у про­сто­на­род­но­го зри­те­ля, по­лу­чи­ла так­же одоб­ре­ние имп. Ни­ко­лая I. От­ри­ца­тель­ная ре­цен­зия Н. А. По­ле­во­го в «Мо­с­ков­ском те­ле­гра­фе» (1834, № 3) ста­ла по­во­дом для за­кры­тия жур­на­ла. По­пу­ляр­но­стью и офиц. под­держ­кой поль­зо­ва­лись на­пи­сан­ные в том же рус­ле ис­то­рич. дра­мы К.: «Князь Ми­ха­ил Ва­силь­е­вич Ско­пин-Шуй­ский», «Рок­со­ла­на» (обе 1835), «Князь Да­ни­ил Дмит­рие­вич Холм­ский» (1840; му­зы­ка М. И. Глин­ки), «Ге­не­рал-по­ру­чик Пат­куль» (1846) и др. Из ли­ри­ки К. наи­бо­лее из­вест­ны сти­хо­тво­ре­ния, по­ло­жен­ные на му­зы­ку Глин­кой и став­шие ро­ман­са­ми: «Со­мне­ние» («Уй­ми­тесь, вол­не­ния стра­сти…»), а так­же во­шед­шие в цикл «Про­ща­ние с Пе­тер­бур­гом» ро­ман­сы «Бо­ле­ро» («О де­ва чуд­ная моя!»), «Ко­лы­бель­ная пес­ня» («Спи, мой ан­гел, по­чи­вай…»), «По­пут­ная пес­ня», «Бар­ка­ро­ла» («Ус­ну­ли го­лу­бые…»), «Жа­во­ро­нок», «К Мол­ли» («Не тре­буй пе­сен от пев­ца…»). К. уча­ст­во­вал в соз­да­нии либ­рет­то опер Глин­ки «Жизнь за ца­ря» и «Рус­лан и Люд­ми­ла».

В 1836–40 К. вы­пус­кал «Ху­до­же­ст­вен­ную га­зе­ту» – од­но из пер­вых пе­рио­дич. из­да­ний по иск-ву, где пуб­ли­ко­ва­лись от­чё­ты о ху­дож. вы­став­ках, очер­ки по ис­то­рии иск-ва, био­гра­фии ху­дож­ни­ков и му­зы­кан­тов; в 1842 из­да­вал ж. «Да­гер­ро­тип», в 1845–47 – ж. «Ил­лю­ст­ра­ция». Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: ис­то­ри­ко-при­клю­ченч. по­вес­ти, на­сы­щен­ные яр­ки­ми бы­то­вы­ми под­роб­но­стя­ми («Сер­жант Иван Ива­но­вич Ива­нов, или Все за­од­но», 1841, и др.), лю­бов­но-аван­тюр­ные ро­ма­ны, рас­ска­зы, пье­сы из совр. жиз­ни.

Соч.: Со­чи­не­ния: В 10 т. СПб., 1851–1853; Ис­то­ри­че­ские по­вес­ти. СПб., 1884–1885. Кн. 1–6.

Лит.: Чер­ный ИВ. Дра­ма­тур­гия Н. В. Ку­коль­ни­ка. Хар., 1997.

Вернуться к началу