Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 78

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Панов

КРО (Cros) Шарль (1.10.1842, Фаб­ре­зан – 9.8.1888, Па­риж), франц. по­эт, изо­бре­та­тель. Ро­дил­ся в за­жи­точ­ной бур­жу­аз­ной се­мье. Ак­тив­но за­ни­мал­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем – изу­чал древ­ние язы­ки, му­зы­ку, ри­со­ва­ние, ме­ди­ци­ну, тео­ло­гию. В 1860-е гг. К. осо­бен­но ин­тен­сив­но за­ни­мал­ся фи­зи­кой: од­ним из пер­вых пред­ло­жил спо­соб по­лу­че­ния цвет­ной фо­то­гра­фии [ре­зуль­та­том изы­ска­ний ста­ла кн. «Об­щее ре­ше­ние про­блем цвет­ной фо­то­гра­фии» («Solution générale du pro­blème de la photographie des couleurs», 1869)], обос­но­вал прин­ци­пы фо­но­гра­фа (до его офиц. изо­бре­те­ния Т. А. Эди­со­ном) и др. В 1877 пред­ста­вил опи­са­ние «па­лео­фо­на» – ап­па­ра­та для за­пи­си и вос­про­из­ве­де­ния ре­чи. Сти­хо­тво­ре­ния К. ста­ли по­яв­лять­ся в пе­ча­ти с 1869. Един­ст­вен­ный при­жиз­нен­ный по­этич. сб. «Сан­да­ло­вый ла­рец» («Le coffret de santal», 1873, до­пол­нен­ное изд. – 1879), а так­же по­смерт­ный сб. «Оже­ре­лье из ког­тей» («Le collier de griffes», 1908) от­ра­зи­ли силь­ное влия­ние твор­че­ст­ва Ш. Бод­ле­ра. Для ху­дож. ма­не­ры К., не примк­нув­ше­го ни к сим­во­ли­стам, ни к по­этам «Пар­на­са», ха­рак­тер­ны иро­ни­че­ская, раз­го­вор­ная ин­то­на­ция, стрем­ле­ние в клас­сич. фор­мах опи­сать по­все­днев­ность с её бы­то­вы­ми под­роб­но­стя­ми. Боль­шой по­пу­ляр­но­стью в кон. 19 в. поль­зо­ва­лись ко­рот­кие рас­ска­зы и са­тирич. мо­но­ло­ги К., на­пи­сан­ные на зло­бо­днев­ные те­мы. Твор­че­ст­во К. по­влия­ло на ста­нов­ле­ние реа­ли­стич. тра­ди­ции в ев­роп. и рус. по­эзии, а так­же на сюр­реа­ли­стов (А. Бре­тон и др.).

Соч.: Œuvres complètes. P., 1970.

Лит.: Forestier L. Ch. Cros, l’homme et l’œuv­re. P., 1969; Dardani E. Ch. Cros: l’in­ven­teur d’un monde nouveau. Bologna, 1981.

Вернуться к началу