Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРАТИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 653

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Я. Л. Забудская

КРАТИ́Н (Κρατῖνος) (ок. 484, по др. дан­ным, ок. 520 – ок. 422 до н. э.), др.-греч. ко­ме­дио­граф. Одер­жал 9 по­бед на Дио­ни­си­ях, пер­вую – в 453, по­след­нюю – в 423. Пред­ста­ви­тель древ­ней ат­ти­ческой ко­ме­дии. Про­из­ве­де­ния К. (из­вест­но 28 на­зва­ний) со­хра­ни­лись лишь час­тич­но (ок. 400 фраг­мен­тов), од­на­ко пред­по­ла­га­ет­ся, что имен­но он при­дал ко­ме­дии то струк­тур­ное един­ст­во, ко­то­рое ха­рак­те­ри­зу­ет пье­сы его млад­ше­го со­вре­мен­ни­ка Ари­сто­фа­на.

Тра­ди­ции об­ли­чи­тель­ной по­ли­тич. ко­ме­дии К. со­че­та­ет с па­ро­ди­ей на миф. В ко­ме­дии «Дио­ни­са­лек­сандр» («Διονυσαλέξανδρος», 430 ли­бо 429) пе­ре­ина­чи­ва­ет­ся сю­жет о су­де Па­ри­са: за­чин­щи­ком вой­ны вме­сто Па­ри­са вы­сту­па­ет Дио­нис, но под ним под­ра­зу­ме­ва­ет­ся Пе­рикл, ко­то­ро­го ав­тор счи­та­ет гл. ви­нов­ни­ком Пе­ло­пон­нес­ской вой­ны. Про­тив Пе­рик­ла так­же на­прав­ле­ны ко­ме­дии «Не­ме­зи­да» («Νέμεσις») и «Хи­ро­ны» («Χίρωνες»). Пам­флет­но-по­ли­тич. ха­рак­тер ко­ме­дий К. стал при­чи­ной то­го, что од­на­ж­ды ему бы­ло от­ка­за­но в по­ста­нов­ке. Имя К. по­яв­ля­ет­ся в па­ра­ба­се «Всад­ников» Ари­сто­фа­на, где ав­тор, от­да­вая долж­ное за­слу­гам К., вы­смеи­ва­ет его как пья­ни­цу и вздор­но­го бол­ту­на. В от­вет К. в ко­ме­дии «Бу­тыл­ка» («Πυτίνη») изо­бра­зил са­мо­го се­бя, из­ме­няю­ще­го за­кон­ной суп­ру­ге Ко­ме­дии с пре­ле­ст­ни­цей Вы­пив­кой. С этой ко­ме­ди­ей в 423 до н. э. он одер­жал по­бе­ду над Ари­сто­фа­ном, по­ста­вив­шим ко­ме­дию «Об­ла­ка», в ко­то­рой вы­смеи­вал­ся Со­крат.

Чер­ты ко­мич. сти­ля К. – вы­ду­ман­ные слож­ные сло­ва (па­ро­дия на вы­со­кий стиль), осо­бая рез­кость и бес­це­ре­мон­ность шу­ток. В ко­ме­дии «Ар­хи­ло­хи» («Ἀρχίλοχοι »), пред­по­ло­жи­тель­но пред­став­ляв­шей агон ям­би­че­ско­го по­эта с по­эта­ми эпи­чес­ки­ми, К. пред­ста­вил Ар­хи­ло­ха как сво­его лит. пред­ше­ст­вен­ни­ка. Воз­мож­но, К. по­ло­жил на­ча­ло со­кра­ще­нию ро­ли хо­ра в ко­ме­дии: в его ко­ме­дии «Одис­сеи» («Ὀδυσσεῖς»), па­ро­ди­рую­щей Го­ме­ра, хо­ра нет во­об­ще.

Соч.: Fragmenta comicorum Graecorum / Еd. A. Meineke. Berolini, 1839. Vol. 2. Pars 1; Co­micorum Atticorum fragmenta / Еd. T. Kock. Lipsiae, 1880. Vol. 1.

Лит.: Со­бо­лев­ский С. И. Ари­сто­фан и его вре­мя. М., 2001.

Вернуться к началу