Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́НРАД

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 68

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

КО́НРАД (Conrad) Джо­зеф [псевд.; наст. имя и фам. Юзеф Тео­дор Кон­рад Ко­женёв­ский (Korzeniowski)] (3.12.1857, Бер­ди­чев, ны­не Ук­раи­на – 3.8.1924, Би­шоп­сборн, близ Кен­тер­бе­ри), англ. пи­са­тель. Сын польск. дво­ря­ни­на. Учил­ся в Кра­ко­ве и Льво­ве. В 1874 эмиг­ри­ро­вал во Фран­цию, слу­жил во франц. и англ. тор­го­вом фло­те, про­шёл путь от мат­ро­са до ка­пи­та­на. В 1884 по­лу­чил англ. под­дан­ст­во. В 1894 ос­та­вил флот, по­се­лил­ся в Кен­те. Де­бю­ти­ро­вал ро­ма­ном «Ка­приз Ол­мей­е­ра» («Almayerʼs folly», 1895, рус. пер. 1923), по­лу­чив­шим одоб­ре­ние Дж. Гол­су­ор­си. Осн. те­мы твор­че­ст­ва К.  борь­ба че­ло­ве­ка со сти­хи­ей, вер­ность и пре­да­тель­ст­во, друж­ба и лю­бовь, долг, от­вет­ст­вен­ность, страх и власть. Из­вест­ность К. при­нес­ли ро­ма­ны и по­вес­ти в рус­ле нео­ро­ман­тиз­ма, изо­би­лую­щие опи­са­ниями мор­ских при­клю­че­ний: «Негр с „Нар­цис­са“» («The nig­ger of the Narcis­sus», 1897, рус. пер. 1925), «Мо­ло­дость» («Youth», 1902), «Ко­нец не­во­ли» («The end of the tether», 1902) и др. В ро­ма­не «Лорд Джим» («Lord Jim», 1900, рус. пер. 1926) К., ис­поль­зуя тра­ди­ции ро­ма­на вос­пи­та­ния, рас­ска­зал ис­то­рию ста­нов­ле­ния ха­рак­те­ра мо­ло­до­го че­ло­ве­ка. В от­ли­чие от Р. Ки­п­лин­га, К. не был скло­нен идеа­ли­зи­ро­вать «ци­ви­ли­за­ци­он­ную» роль ев­ро­пей­цев, по­свя­тив ро­ман «Серд­це тьмы» («Heart of dark­ness», 1902; воль­ная эк­ра­ни­за­ция Ф. Ф. Коп­по­лы под назв. «Апо­ка­лип­сис се­год­ня», 1979) те­ме раз­вра­щаю­ще­го влия­ния ко­ло­ни­за­ции на ду­ши как за­вое­ва­те­лей, так и ту­зем­цев. В ро­ма­не «Но­ст­ро­мо» («Nostromo», 1904, рус. пер. 1928) К. вос­соз­дал об­раз жиз­ни в вы­мыш­лен­ном юж.-амер. го­су­дар­ст­ве, в ко­то­ром гла­вен­ст­ву­ют день­ги и про­из­вол власть иму­щих. Для про­зы К., от­ра­зив­шей влия­ние Ч. Дик­кен­са, У. Кол­лин­за, Р. Брау­нин­га и в то же вре­мя пред­вос­хи­тив­шей мн. тен­ден­ции про­зы мо­дер­низ­ма (со­по­став­ле­ние раз­ных то­чек зре­ния на со­бытия и др.), ха­рак­тер­ны пси­хо­ло­гизм, яр­ко вы­ра­жен­ное прит­че­вое на­ча­ло. Не­смот­ря на то, что англ. язы­ком К. ов­ла­дел уже бу­ду­чи взрос­лым, спо­соб­ность тон­ко чув­ст­во­вать и вос­про­из­во­дить ню­ан­сы ре­чи, бо­гат­ст­во ис­поль­зуе­мых язы­ко­вых средств сни­ска­ли ему ре­пу­та­цию од­но­го из луч­ших сти­ли­стов в англ. лит-ре. Сре­ди про­из­ве­де­ний К.  ав­то­био­гра­фич. ро­ман «Ли­ния те­ни» («The shadow line», 1917; эк­ра­ни­за­ция А. Вай­ды, 1976), ро­ман о рус. на­ро­до­воль­цах «На взгляд За­па­да» («Under Western eyes», 1911, рус. пер. 1912), пуб­ли­ци­сти­ка, пу­те­вые очер­ки, лит.-кри­тич. ста­тьи. Ряд про­из­ве­де­ний на­пи­сан К. в со­ав­тор­ст­ве с Ф. М. Фор­дом. Твор­че­ст­во К. ока­за­ло зна­чит. воз­дей­ст­вие на Дж. Лон­до­на, Э. Хе­мин­гуэя, У. Фолк­не­ра, Г. Гри­на и др.

Соч.: Works. N. Y.; L., 1980. Vol. 1–20; The collected letters. Camb., 1983–2008. Vol. 1–9; Соч.: В 3 т. М., 1993–1996.

Лит.: Ур­нов Д. М. Д. Кон­рад. М., 1977; Watts C. J. Conrad: a literary life. N. Y., 1989; Know­les O. A Conrad chronology. Boston, 1990; Me­yers J. J. Conrad: a biography. N. Y., 1991; Batchelor J. The life of J. Conrad: a cri­ti­cal biography. Oxf., 1994; Taddei C. J. Con­rad. Mil., 2007.

Вернуться к началу