Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЮ́ЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 322

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Тахо-Годи

КЛЮ́ЕВ Ни­ко­лай Алек­сее­вич [10(22).10.1884, деревня Кош­ту­ги Вы­те­гор­ско­го уезда Оло­нец­кой губ.  ме­ж­ду 23 и 25.10.1937, Томск], рус. по­эт. Из се­мьи кре­сть­ян-ста­ро­об­ряд­цев. В 1890-е гг. учил­ся в Вы­тег­ре в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле и 2-класс­ном гор. учи­ли­ще. В 1906 под­верг­нут аре­сту и по­лу­го­дич­но­му тю­рем­но­му за­клю­че­нию за ре­во­люц. аги­та­цию кре­сть­ян. В 1900–10-х гг. жил пре­им. в де­рев­нях Рус. Се­ве­ра, в Вы­тег­ре. С 1923 в Пет­ро­гра­де, с 1932 в Мо­ск­ве. 2.2.1934 аре­сто­ван, вы­слан в На­рым­ский край, за­тем в Томск, где и был рас­стре­лян. Реа­би­ли­ти­ро­ван по­смерт­но.

Де­бю­ти­ро­вал по­этич. сб. «Но­вые по­эты» (1904), пер­вые опы­ты в сти­ле нар. поэ­зии от­но­сят­ся к 1908. По­пу­ляр­ность при­нёс сб. сти­хов «Со­сен пе­ре­звон» (1912), вы­шед­ший с пре­ди­сло­ви­ем В. Я. Брю­со­ва и по­свя­щён­ный А. А. Бло­ку, с ко­то­рым К. пе­ре­пи­сы­вал­ся с 1907. В нач. 1910-х гг. по­эзия К. по­лу­чи­ла вы­со­кую оцен­ку ак­меи­стов (Н. С. Гу­ми­лёв уви­дел в К. про­дол­жа­те­ля «тра­ди­ций пуш­кин­ско­го пе­рио­да»  «Апол­лон», 1912, № 1); К. уча­ст­во­вал в за­се­да­ни­ях «Це­ха по­этов», пе­ча­тал­ся в сто­лич­ных из­да­ни­ях. В 1915–16 стал, на­ря­ду с С. А. Есе­ни­ным (с ко­то­рым по­зна­ко­мил­ся в окт. 1915), клю­че­вой фи­гу­рой но­во­кре­сть­ян­ско­го на­прав­ле­ния в рус. по­эзии (С. А. Клыч­ков, П. В. Оре­шин, А. В. Ши­ряе­вец и др.). Творч. ито­гом пе­рио­да 1905–18 яви­лось 2-том­ное со­б­ра­ние сти­хо­тво­ре­ний «Пес­но­слов» (1919), объ­е­ди­нив­шее сб-ки «Брат­ские пес­ни» (1912), «Лес­ные бы­ли» (1913), «Мир­ские ду­мы» (1916) и др. Уто­пич. вос­при­ятие ре­во­лю­ции как пу­ти в Цар­ст­вие Бо­жие в сти­хах 1918–19 сме­ня­ет­ся в нач. 1920-х гг. (сб. «Льви­ный хлеб», 1922) пред­став­ле­ни­ем о ней как о ко­щун­ст­вен­ном раз­вен­ча­нии «Ма­те­ри-кра­со­ты». В 1920-е гг. К. тя­го­те­ет к эпич. фор­мам, соз­да­ёт по­эмы «Чет­вёр­тый Рим», «Мать-Суб­бо­та» (обе 1922), «Плач о Сер­гее Есе­ни­не» (1926), «Со­лов­ки» (1926–28), «За­озе­рье», «Де­рев­ня» (обе 1927), «По­го­рель­щи­на» (1928), «Ка­ин» (1929). Гран­ди­оз­ный эпич. за­мы­сел на­ча­той в 1928 по­эмы «Песнь о Ве­ли­кой Ма­те­ри» (опубл. в 1991) за­вер­шён не был. По­эзию К., во­брав­шую в се­бя тра­ди­ции рус. фольк­ло­ра (осо­бен­но се­вер­но­го), ду­хов­ных сти­хов, ста­ро­об­рядч. пес­но­пе­ний, от­ли­ча­ют ус­лож­нён­ный ор­на­мен­таль­ный стиль, ос­но­ван­ный на «на­ни­зы­ва­нии» ме­та­фор, оби­лие эт­но­гра­фич. реа­лий. Идеа­ли­зи­руя пат­ри­ар­халь­ный ук­лад «из­бя­ной» Ру­си-Ки­те­жа и про­ти­во­пос­тав­ляя его гор. ци­ви­ли­за­ции (их ан­та­го­низм сим­во­ли­че­ски пред­став­лен как вра­ж­да Зем­ли и Же­ле­за), К. кон­та­ми­ни­ру­ет мо­ти­вы нар. ми­фо­ло­гии и хри­сти­ан­ской мис­ти­ки, ба­лан­си­руя меж­ду апо­ка­лип­тич. на­строе­ния­ми и уто­пич. чая­ния­ми.

Соч.: Со­чи­не­ния: В 2 т. / Под ред. Г. П. Стру­ве, Б. А. Фи­лип­по­ва. Мюн­хен, 1969; Сер­д­це Еди­но­ро­га. Сти­хо­тво­ре­ния и по­эмы. СПб., 1999; Сло­вес­ное дре­во: [Про­за]. СПб., 2003; Пись­ма к А. Бло­ку, 1907–1915. М., 2003; Га­га­рий зык: Ма­лое со­б­ра­ние со­чи­не­ний: Сти­хо­тво­ре­ния, по­эмы, про­за. Че­ля­бинск, 2005.

Лит.: Солн­це­ва Н. М. Стран­ный эрос. Ин­тим­ные мо­ти­вы по­эзии Н. Клюе­ва. М., 2000; Аза­дов­ский К. М. Жизнь Н. Клюе­ва: До­ку­мен­таль­ное по­ве­ст­во­ва­ние. СПб., 2002; он же. «Га­га­рья судь­би­на» Н. Клюе­ва. СПб., 2004; По­но­ма­ре­ва Т. А. Но­во­кре­сть­ян­ская про­за 1920-х гг. Че­ре­по­вец, 2005. Ч. 1; Н. Клю­ев гла­за­ми со­вре­мен­ни­ков: Сб. вос­по­ми­на­ний. СПб., 2005; Крав­чен­ко Т. На­сле­дие ко­мет: не­из­вест­ное о Н. Клюе­ве и А. Яре. М., 2006; XXI век на пу­ти к Клюе­ву. Пет­ро­за­водск, 2006.

Вернуться к началу