Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИШО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 202

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Элиасберг

КИШО́Н Эф­ра­им (наст. имя и фам. Фе­ренц Хоф­ман, Hoffmann) (23.8.1924, Бу­да­пешт – 29.1.2005, Ап­пен­цель, Швей­ца­рия), из­ра­иль­ский пи­са­тель, жур­на­лист, дра­ма­тург, сце­на­рист и ре­жис­сёр. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны бе­жал из на­ци­ст­ско­го конц­ла­ге­ря. В 1944 на­пи­сал свой пер­вый ро­ман (на венг. яз.), ко­то­рый впо­след­ст­вии пе­ре­ра­бо­тал в са­ти­рич. ан­ти­уто­пию «Коз­лы от­пу­ще­ния» («Са­ир, ле-аза­зель», 1998, рус. пер. 2002). В 1945–48 учил­ся в Бу­да­пеш­те в АХ (от­де­ле­ние жи­во­пи­си и скульп­ту­ры) и в ун-те (от­де­ле­ние ис­то­рии ис­кусств). Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти как ав­тор юмо­ри­стич. рас­ска­зов на венг. яз., пи­сал под псевд. Киш Хонт в са­ти­рич. ж. «Lú­das Ma­tyi». В 1949 эмиг­ри­ро­вал в Из­ра­иль, пе­ча­тал­ся в га­зе­те на венг. яз. «Új Ke­let»; ра­бо­тал в ки­бу­це, изу­чал ив­рит. Вёл юмо­ри­стич. ко­лон­ку в га­зе­тах «Омер» (с 1951), «Маа­рив» (1952–81). К сер. 1950-х гг. К. стал са­мым по­пу­ляр­ным юмо­ри­стом Из­раи­ля. В пе­ри­од Шес­ти­днев­ной вой­ны (1967) ус­пе­хом поль­зо­ва­лись его сбор­ни­ки на ив­ри­те «Про­сти­те, что по­бе­ди­ли» («Сли­ха ше-ниц­ха­ну», 1967) и «Го­ре по­бе­ди­те­лям» («Ой ла-ме­нац­хим», 1969). С сер. 1980-х гг. К. жил по­пе­ре­мен­но в Из­раи­ле и в Швей­ца­рии, на­чал пи­сать на нем. яз. Про­за К. ото­бра­жа­ет про­ти­во­ре­чия по­ли­тич. и об­ществ. жиз­ни Из­раи­ля, про­бле­мы ре­пат­ри­ан­тов, мен­таль­ность раз­ных эт­нич. и со­ци­аль­ных групп; вы­смеи­ва­ет без­ду­шие бю­ро­кра­тии и де­ма­го­гию по­ли­ти­ков [ро­ман «Ли­са в ку­рят­ни­ке» («Ха-шу­аль бэ-лул ха-тар­не­го­лэт», 1972; в пер­вом изд. под назв. «Эйн-Кам­мо­ним» («Нет нам по­доб­ных», 1955), рус. пер. 1975, 2002]. Мн. рас­ска­зы К. по­свя­ще­ны бы­то­вой и се­мей­ной те­ма­ти­ке. Ка­лам­бу­ры и не­оло­гиз­мы К. во­шли в по­все­днев­ную речь из­ра­иль­тян. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: пье­сы [«Его сла­ва ше­ст­ву­ет пе­ред ним» («Шмо хо­лех ле­фа­нав», 1953), «Брач­ный кон­тракт» («Ха-ктуб­ба», 1961) и др.], кни­ги для де­тей и под­ро­ст­ков. К. вы­сту­пил так­же как ки­но­режис­сёр, сняв­ший по собств. сце­на­ри­ям по­пу­ляр­ные из­ра­иль­ские ко­ме­дии: «Сал­лах Шаб­ба­ти» (1964), «Ка­нал Блау­миль­ха» (1969), «По­ли­цей­ский Азу­лай» (1970), «Ли­са в ку­рят­ни­ке» (1978; по од­но­им. ро­ма­ну). Кни­ги К. пе­ре­ве­де­ны на мн. язы­ки ми­ра; пер­вый сбор­ник на рус. яз. из­дан в 1973 (Тель-Авив). Гос. пр. Из­раи­ля (2002).

Соч.: «Су­ще­ст­ву­ет ли ти­пич­но из­ра­иль­ский юмор» и дру­гие юмо­ри­сти­че­ские рас­ска­зы / Сост. и пер. Г. Рас­ки­на. Хай­фа, 2001; Се­мей­ная кни­га. Рас­ска­зы / Пер. М. Бе­лень­ко­го. М., 2002; Это мы – из­ра­иль­тя­не. Рас­ска­зы о се­бе, ев­ре­ях и рус­ских / Пре­дисл., пер. и прим. А. Крю­ко­ва. М., 2008.

Лит.: Крю­ков А. А. Э. Ки­шон // Крю­ков А. А. Очер­ки по ис­то­рии из­ра­иль­ской ли­те­ра­ту­ры. СПб., 1998.

Вернуться к началу