Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИРИ́ЛЛОВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 25

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. П. Гудкова

КИРИ́ЛЛОВ Пётр Се­мё­но­вич [8(21).7.1910, с. Ма­лый Тол­кай Бу­гу­рус­лан­ско­го у. Са­мар­ской губ. – 24.11.1955, Мо­ск­ва; по­хо­ро­нен в Са­ран­ске], эр­зя-мор­дов­ский по­эт, про­за­ик, дра­ма­тург. Пи­сал на эр­зян­ском яз. Ро­дил­ся в кре­сть­ян­ской се­мье. Окон­чил Морд. пе­да­го­гич. тех­ни­кум в Са­ран­ске (1928), Моск. ре­дак­ци­он­но-из­да­тель­ский ин-т (1933), Все­со­юз­ный ин-т ки­не­ма­то­гра­фии (1937). Уча­ст­ник Вел. Отеч. вой­ны. Пе­ча­тал­ся с 1929. Из­вест­ность К. при­нес­ли сб-ки сти­хов «Без ме­жи» («Ме­жав­то­мо», 1932) и «По труд­ной до­ро­ге» («Ста­ка кия­ва», 1933) о буд­нях морд. се­ла, осо­бен­но­стях де­ре­вен­ско­го бы­та. Тра­ди­ции нац. нар. твор­че­ст­ва, те­ма ге­ро­ич. про­шло­го морд. на­ро­да от­ра­зи­лись в ис­то­рич. по­эме «Ут­ро на Су­ре» («Вал­ске Су­ра ланг­со», 1934). В по­вес­тях «В Спас­ском мо­на­сты­ре» («Спас­ской мо­на­стырь­се», 1935) и «Пер­вый урок» («Ва­сен­це урок», 1940) вы­сту­пил как один из за­чи­на­те­лей совр. эр­зя-мор­дов­ской про­зы. С сер. 1930-х гг. об­ра­тил­ся к но­во­му для эр­зя-мор­дов­ской лит-ры жан­ру ис­то­рич. дра­мы. В цен­тре пер­вой пье­сы К. «Кузь­ма Алек­се­ев» (1935) – об­раз пред­во­ди­те­ля вос­ста­ния морд­вы-те­рю­хан в Ни­же­го­род­ской губ. (1802–10). Со­че­та­ние эле­мен­тов фольк­лор­ной дра­мы и сти­ли­сти­ки совр. те­ат­ра от­ли­ча­ет «на­род­ную дра­му» «Ли­то­ва» [пер­вая пье­са на эр­зян­ском яз., по­став­лен­ная на морд. сце­не (Са­ранск, 1939); по­ло­же­на в ос­но­ву од­но­им. муз. дра­мы Л. П. Ки­рю­ко­ва, пост. в 1943] об уча­стии морд­вы в вос­ста­нии под пред­во­ди­тель­ст­вом Сте­па­на Ра­зи­на и о судь­бе ата­ман­ши Алё­ны Ар­за­мас­ской-Тем­ни­ков­ской. Фрон­то­вой опыт К. от­ра­зил­ся в по­этич. сб. «По до­ро­гам вой­ны» («Вой­нань кия­ва», 1945). Ав­тор пьес «Свет над даль­ним уг­лом» («Вал­до ва­со­ло угол вельк­ссэ», 1950), «Учи­тель­ни­ца» (1953), сце­на­ри­ев до­ку­мен­таль­ных филь­мов; со­ста­ви­тель сбор­ни­ков морд. нар. пе­сен и ска­за­ний.

Вернуться к началу