Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«КЁР-ОГЛЫ́»

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 604

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Образцов; Е. М. Фраёнова (исполнительская традиция). 

«КЁР-ОГЛЫ́» («Кёр-ог­лу», «Гёр-ог­лы» и др.), ге­ро­ич. эпос на­ро­дов Ближ­не­го Вос­то­ка и Ср. Азии. Сло­жил­ся в кон. 16 – нач. 17 вв. Про­то­ти­пом ге­роя эпо­са счи­та­ет­ся один из ли­де­ров пов­стан­цев ашык (ашуг) Кёр-ог­лу, про­ис­хо­див­ший из туркм. пле­ме­ни те­ке, ко­то­рое жи­ло на тер­ри­то­рии Тур­ции. Су­ще­ст­ву­ют за­пад­ные (адж., азерб., арм., га­га­уз­ские, груз., курд., тур. и др.) и вос­точ­ные (туркм., узб., ка­зах., тадж. и др.) вер­сии «К.-о.»; все­го за­фик­си­ро­ва­но 13 вер­сий у на­ро­дов раз­ной эт­нич. при­над­леж­но­сти. Ге­рой зап. вер­сий – во­ин и по­эт, нар. мсти­тель и бла­го­род­ный раз­бой­ник Кёр-ог­лу, или Кор-ог­лы (Сын слеп­ца); ис­то­рич. фо­ном зап. вер­сий слу­жат со­бы­тия т. н. дже­ля­лий­ской сму­ты – се­рии мощ­ных вос­ста­ний в Ана­то­лии, Сев. Ира­ке и Си­рии во 2-й пол. 16 в. Поя­вив­шие­ся позд­нее вост. вер­сии ме­нее ис­то­рич­ны, в них пре­об­ла­да­ет ли­рич. те­ма­ти­ка; их ге­рой – спра­вед­ли­вый и муд­рый пра­ви­тель Гор-ог­лы, или Гур-уг­ли (Сын мо­ги­лы).

Ис­пол­ни­тель­ская тра­ди­ция – гл. обр. в рам­ках дас­та­на. Пре­об­ла­да­ет ре­чи­ти­ро­ва­ние (в ос­но­ве – од­но­сти­хо­вые фор­муль­ные на­пе­вы), в ря­де нац. тра­ди­ций ска­зи­тель – дас­тан­чи, ашуг – ак­ком­па­ни­ру­ет се­бе на струн­ном щип­ко­вом ин­ст­ру­мен­те: са­зе, ду­та­ре, дом­бре. Ха­рак­тер­но так­же че­ре­до­ва­ние ре­чи­ти­ро­ва­ния с пе­ни­ем (пе­сен­ные фраг­мен­ты, свя­зан­ные с ли­рич. те­ма­ти­кой, осо­бен­но рас­про­стра­не­ны в азерб. и туркм. тра­ди­ци­ях) и ин­ст­ру­мен­таль­ны­ми наи­гры­ша­ми (напр., всту­п­ле­ние к дас­та­ну). Ис­пол­ня­ет­ся час­тя­ми, за­клю­чаю­щи­ми в се­бе отд. сю­же­ты (напр., «Ро­ж­де­ние Кёр-ог­лы»). В азерб. и туркм. дас­тан­ной тра­ди­ции су­ще­ст­ву­ют про­грамм­ные ин­ст­ру­мен­таль­ные пье­сы, ис­пол­няе­мые на ду­та­ре или тюй­ду­ке, со­от­вет­ст­вую­щие к.-л. эпи­зо­ду эпо­са [«Бое­вая пес­ня Кёр-ог­лы»; «При­ди, мой Кыр-ат» (плач Кёр-ог­лы по убе­жав­ше­му ко­ню, с ко­то­ро­го он упал во вре­мя боя) и др.].

Изд.: Кё­рог­лы. Азер­бай­джан­ский на­род­ный эпос. Ба­ку, 1940; Гёр-ог­лы. Турк­мен­ский ге­рои­че­ский эпос. М., 1983.

Лит.: Кар­ры­ев Б. А. Эпи­чес­кие ска­за­ния о Кёр-ог­лы у тюр­коя­зыч­ных на­ро­дов. М., 1968; Жир­мун­ский В. М. Тюрк­ский ге­рои­че­ский эпос. Л., 1974; Ко­рог­лы Х. Г. Огуз­ский ге­рои­че­ский эпос. М., 1976; Ус­пен­ский В. А., Бе­ля­ев В. М. Турк­мен­ская му­зы­ка. Аш­ха­бад, 1979. Т. 1 [с нотным прил.]; Ма­ме­дов Т. А. Эпи­чес­кие на­певы дас­та­на «Кё­рог­лу» // Му­зы­ка эпо­са. Йош­кар-Ола, 1989.

Вернуться к началу