Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕРБАБА́ЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 588

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. У. Алиева

КЕРБАБА́ЕВ Бер­ды Му­ра­до­вич (Бер­ды­му­рад) [3(15).3.1894, аул Ко­уки-Зе­ренг – 23.7.1974, Аш­ха­бад], туркм. пи­са­тель, засл. де­ят. ис­кусств Туркм. ССР (1948), акад. АН Туркм. ССР (1951), Ге­рой Соц. Тру­да (1969), нар. пи­са­тель Турк­ме­нии. Ро­дил­ся в кре­сть­ян­ской се­мье. По­лу­чил ре­лиг. об­ра­зо­ва­ние в Са­мар­канд­ском мед­ре­се, в 1927–28 учил­ся на вос­точ­ном ф-те ЛГУ. Пред. прав­ле­ния СП Туркм. ССР (1942–50). На­чал пе­ча­тать­ся в 1923 как по­эт. Твор­че­ст­во К. – од­но­го из за­чи­на­те­лей совр. туркм. лит-ры – от­ли­ча­ет­ся жан­ро­вым раз­но­об­ра­зи­ем. В са­ти­рич. сти­хах и по­эмах («За­кре­по­щён­ная, или Жерт­ва ада­та», 1928; «Вы­со­хшие гу­бы», 1929; «Аму-Да­рья», 1931), рас­ска­зах («Кто по­бе­дил?», 1934; «Ма­рал», 1937), по­вес­тях («Бай­рам», 1934, и др.), дра­мах («Хур­лук­га и Хем­ра», по мо­ти­вам од­но­им. дас­та­на, 1940, и др.) по­ка­зал борь­бу ста­ро­го и но­во­го об­ществ. ук­ла­дов, вы­сту­пал за эман­си­па­цию туркм. жен­щи­ны. Во­ен. те­ме по­свя­ще­ны по­весть «Кур­бан Дур­ды» (1942), по­эма «Ай­лар» (1943), опер­ное либр. «Аба­дан» (муз. А. Ку­лие­ва и Ю. С. Мей­ту­са, пост. 1943). Дра­ма в сти­хах «Мах­тум­ку­ли» (1943) вос­соз­да­ёт об­раз туркм. по­эта 18 в. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний – ис­то­рико-ре­во­люц. ро­ман «Ре­шаю­щий шаг» (кн. 1–3, 1940–55; Гос. пр. СССР, 1948), по­весть о хлоп­ко­ро­бах «Ай­сол­тан из стра­ны бе­ло­го зо­ло­та» (1949; Гос. пр. СССР, 1951), ро­ман о неф­тя­ни­ках «Не­бит-Даг» (1957). В 1960-е гг. ра­бо­тал в об­лас­ти ли­рич. по­эзии. Пе­ре­вёл на туркм. яз. «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва, про­из­ве­де­ния А. С. Пуш­ки­на, Л. Н. Тол­сто­го и др.

Гос. пр. Туркм. ССР (1970). На­гра­ж­дён 3 ор­де­на­ми Ле­ни­на, 3 ор­де­на­ми Крас­но­го Зна­ме­ни.

Вернуться к началу