Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕ́ЛЛЕРМАН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 521

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

КЕ́ЛЛЕРМАН (Kellermann) Берн­хард (4.3.1879, Фюрт – 17.10.1951, Пот­сдам), нем. пи­са­тель. Сын слу­жа­ще­го. Окон­чил Выс­шую тех­нич. шко­лу в Мюн­хе­не. В 1914–1918 ра­бо­тал жур­на­ли­стом; с 1905 проф. пи­са­тель. В 1926–33 член Прус. лит. ака­де­мии; ис­клю­чён из неё по­сле при­хо­да к вла­сти на­цис­тов. По окон­ча­нии 2-й ми­ро­вой вой­ны жил в ГДР, ак­тив­но уча­ст­во­вал в об­нов­ле­нии стра­ны. Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе, по­се­тил СССР [кн. очер­ков «Мы воз­вра­ща­ем­ся из Со­вет­ской Рос­сии» («Wir kom­men aus Sow­jetrußland», 1948)].

Пе­ча­тал­ся с 1904. В ран­нем твор­че­ст­ве К. оче­вид­но влия­ние нео­ро­ман­тиз­ма и фи­ло­со­фии жиз­ни, а так­же твор­че­ст­ва К. Гам­су­на и А. Стринд­бер­га. Для ро­ма­нов «Ин­ге­борг» («Ingeborg», 1906, рус. пер. 1910), «Мо­ре» («Das Meer», 1910, рус. пер. 1911) ха­рак­тер­ны мис­тич. мо­ти­вы, апо­ло­гия чув­ст­вен­но­сти и бег­ст­ва от ци­ви­ли­за­ции. В цен­тре ро­ма­на «Глу­пец» («Der Tor», 1909, рус. пер. под назв. «Иди­от», 1925) и но­вел­лы «Свя­тые» («Die Heiligen», 1922, рус. пер. под назв. «Бла­жен­ные», 1927) – аль­тру­ист-оди­ноч­ка, меч­таю­щий из­ме­нить мир. Наи­бо­лее по­пу­ляр­ное про­из­ве­де­ние К. – ро­ман-уто­пия «Тун­нель» («Der Tunnel», 1913, рус. пер. 1925) о про­клад­ке транс­ат­лан­тич. тун­не­ля ме­ж­ду Ев­ро­пой и Аме­ри­кой. Раз­ви­тые в ро­ма­не те­мы ис­ку­ше­ния тех­ни­циз­мом и алч­но­сти дель­цов про­дол­же­ны в ро­ма­нах «Го­лу­бая лен­та» («Das blaue Band», 1938, рус. пер. 1968), «Го­род Ана­толь» («Die Stadt Anatol», 1932, рус. пер. 1933). В ан­ти­ми­ли­та­рист­ском ро­ма­не «9 но­яб­ря» («Der 9. No­vember», 1920, рус. пер. 1922), вдох­нов­лён­ном со­бы­тия­ми Окт. ре­во­лю­ции 1917, ре­во­люц. пре­об­ра­зо­ва­ния трак­ту­ют­ся в мес­си­ан­ском клю­че. Па­те­тич. мо­но­ло­ги, аб­ст­ракт­ная сим­во­ли­ка, фан­тас­ма­го­рич. кар­ти­ны сбли­жа­ют по­эти­ку ро­ма­на с экс­прес­сио­низ­мом. По­с­лед­ний ро­ман К. «Пля­ска смер­ти» («To­tentanz», 1948, рус. пер. 1959) по­свя­щён те­ме со­труд­ни­че­ст­ва час­ти нем. ин­тел­ли­ген­ции с на­ци­ст­ским ре­жи­мом. Сре­ди др. со­чи­не­ний: пу­те­вые очер­ки «Про­гул­ка по Япо­нии» («Ein Spaziergang in Ja­pan», 1910, рус. пер. под назв. «Стра­на хри­зан­тем», 1924); пуб­ли­ци­сти­ка. Нац. пр. ГДР (1949).

Соч.: Собр. соч. М.; Л., 1930. Т. 1–6; Aus­ge­wählte Werke in Einzelausgaben. B., 1958–1963. Bd 1–8.

Лит.: Ilberg W. B. Kellermann in seinen Wer­ken. B., 1959; Бер­гель­сон Г. Ю. Б. Кел­лер­ман. М.; Л., 1965.

Вернуться к началу