Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВИНТИЛИА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 495

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Ф. Шичалина, Е. С. Цыпилева, А. Е. Махов

КВИНТИЛИА́Н Марк Фа­бий (Marcus Fa­bius Quintilianus) (ок. 35, Ка­ла­гур­рис, ны­не Ка­ла­ор­ра, Ис­па­ния – по­сле 96, Рим), рим. ри­тор, тео­ре­тик ора­тор­ско­го ис­кус­ст­ва. Учил­ся в Ри­ме у из­вест­но­го грам­ма­ти­ка Рем­мия Па­ле­мо­на и ора­то­ра До­ми­ция Аф­ра. По окон­ча­нии обу­че­ния К. от­пра­вил­ся на ро­ди­ну, но в 68 вер­нул­ся в Рим в сви­те но­во­го имп. Галь­бы. Стал учи­те­лем крас­но­ре­чия; по рас­по­ря­же­нию имп. Вес­па­сиа­на пер­вым из рим. пе­да­го­гов удо­сто­ил­ся чес­ти по­лу­чать за свою ра­бо­ту жа­ло­ва­нье из гос. каз­ны. От­крыл ри­тор­скую шко­лу; сре­ди уче­ни­ков – Пли­ний Млад­ший, воз­мож­но, Та­цит и Юве­нал, а так­же вну­ча­тые пле­мян­ни­ки имп. До­ми­циа­на. Ав­тор книг «О при­чи­нах упад­ка крас­но­ре­чия» («De causis corruptae eloqu­en­tiae»; не сохр.) и «Вос­пи­та­ние ора­то­ра» («In­sti­tutio oratoria», ок. 94). До­шед­шие под име­нем К. сб-ки дек­ла­ма­ций [т. н. «Стар­шие дек­ла­ма­ции» («Declama­tio­nes mai­o­res»), все­го 19; «Млад­шие дек­ла­ма­ции» («Declamationes minores»), сохр. 145 из 388], ве­ро­ят­но, бы­ли ему при­пи­са­ны.

Два­дца­ти­лет­ний опыт пе­да­го­гич. ра­бо­ты К. обоб­щён в кн. «Вос­пи­та­ние ора­то­ра» («Institutio oratoria», кн. 1–12) – са­мом об­шир­ном из до­шед­ших до нас из­ло­же­ний тео­рии ора­тор­ско­го иск-ва, на­пи­сан­ном, од­на­ко, не в тра­диц. фор­ме ри­то­рич. трак­та­та, но в фор­ме пе­да­го­гич. тру­да, ко­то­рый пред­на­зна­чен для учи­те­ля ри­то­ри­ки. 1-я кни­га со­дер­жит све­де­ния о до­маш­нем вос­пи­та­нии маль­чи­ка (за­ня­тия грам­ма­ти­кой, му­зы­кой и гео­мет­ри­ей рас­смат­ри­ва­ют­ся как пред­ва­рит. сту­пень в под­го­тов­ке ора­то­ра); 2–3-я кни­ги пред­став­ля­ют со­бой об­щее вве­де­ние в ри­то­ри­ку (эле­мен­ты ри­то­рич. об­ра­зо­ва­ния, оп­ре­де­ле­ние ри­то­ри­ки как нау­ки, её про­ис­хо­ж­де­ние); 4–6-я по­свя­ще­ны час­тям ора­тор­ской ре­чи (в 6-й из­ло­же­ны так­же уче­ния об это­се и па­фо­се и об ост­ро­умии); в 7–11-й трак­ту­ют­ся разл. по­ня­тия ри­то­ри­ки (в т. ч. тро­пы и фи­гу­ры ре­чи). 12-я кни­га со­дер­жит ука­за­ния ора­то­ру, свя­зан­ные с его жиз­нью и по­ве­де­ни­ем. От­ка­зы­ва­ясь ви­деть в крас­но­ре­чии лишь тех­нич. сред­ст­во убе­ж­де­ния, К. стре­мит­ся под­вес­ти под не­го нрав­ст­вен­ный фун­да­мент: по­сколь­ку ри­то­ри­ка слу­жит об­ществ. бла­гу, хо­ро­шим ора­то­ром мо­жет быть толь­ко хо­ро­ший – вы­со­ко­нрав­ст­вен­ный и доб­ро­де­тель­ный – гра­ж­да­нин (vir bonus). В ос­но­ву об­ра­зо­ват. про­грам­мы К. лег­ли взгля­ды Ци­це­ро­на, ко­то­рый на­стаи­вал на обя­зат. фи­лос. об­ра­зо­ва­нии ора­то­ра, зна­нии им пра­ва и ис­то­рии. Для ис­то­рии лит-ры осо­бое зна­че­ние име­ет 10-я кни­га, где рас­смат­ри­ва­ют­ся греч. и рим. пи­са­те­ли, чте­ние ко­то­рых важ­но для вос­пи­та­ния ора­то­ра. Стре­мясь ус­та­но­вить иде­ал лит. сти­ля, К. от­да­ёт пред­поч­те­ние яс­но­сти, про­сто­те, гар­мо­нич. урав­но­ве­шен­но­сти, его прин­цип: «ни­че­го не­дос­таю­ще­го – и ни­че­го из­бы­точ­но­го» (кн. 8, 2, 22). Идеа­лом бла­го­род­но­го сти­ля для К. слу­жит Ци­це­рон, пре­до­су­ди­тель­ным при­ме­ром ма­нер­но­сти и на­пы­щен­но­сти – Се­не­ка. В эпо­хи позд­ней ан­тич­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья трак­тат К. был ма­ло­из­вес­тен (зна­ком­ст­во с ним об­на­ру­жи­ва­ют Ие­ро­ним Бла­жен­ный и Кас­сио­дор). По­сле то­го как в 1416 Под­жо Брач­чо­ли­ни был най­ден пол­ный текст «Вос­пи­та­ния ора­то­ра», пе­да­го­гич. идеи К. при­об­ре­ли ши­ро­кую по­пу­ляр­ность и со­хра­ня­ли своё зна­че­ние вплоть до 17 в. На рус. яз. трак­тат К. пе­ре­ве­дён в 1834 А. С. Ни­коль­ским.

Соч.: Institution oratoire / Texte établi et tra­duit par J. Cousin. P., 1975–1980. Vol. 1–7.

Лит.: Явор­ский А. А. Пе­да­го­ги­ка Квин­ти­лиа­на // Во­про­сы пе­да­го­ги­ки. Вар­ша­ва, 1912. № 1; Жу­ра­ков­ский Г. Е. Очер­ки по ис­то­рии ан­тич­ной пе­да­го­ги­ки. 2-е изд. М., 1963; Куз­не­цо­ва Т. И. Ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка Квин­ти­лиа­на // Очер­ки по ис­то­рии рим­ской ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки. М., 1963; Cousin J. Études sur Quintilien. Amst., 1967. Vol. 1–2; Kennedy G. Quintilian. N. Y., 1969; Quintilian and the law: the art of persuasion in law and politics. Leuven, 2003.

Вернуться к началу