Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАПУА́НА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 44

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Ю. Сапрыкина

КАПУА́НА (Capuana) Лу­ид­жи (28.5.1839, Ми­нео, о. Си­ци­лия – 29.11.1915, Ка­та­ния), итал. пи­са­тель. Сын со­стоя­тель­но­го зем­ле­вла­дель­ца. Учил­ся в ун-те г. Ка­та­ния (1857–60). Ра­бо­тал жур­на­ли­стом (1877–84); мэр г. Ми­нео (1883–88); пре­по­да­вал в ун-тах Ри­ма и Ка­та­нии (1900–14). Пер­вое юно­ше­ское сти­хо­тво­ре­ние опуб­ли­ко­вал в 1851; пер­вая серь­ёз­ная пуб­ли­ка­ция – ро­ман­тич. дра­ма в  сти­хах «Га­ри­баль­ди» («Garibaldi», 1861). Ран­ние рас­ска­зы К., в т. ч. «Док­тор Сим­ба­люс» («Dottor Cymbalus», 1867), близ­ки к ма­не­ре лит. круж­ка Ска­пиль­я­ту­ра. В кн. «Со­вре­мен­ный италь­ян­ский те­атр» («Il teatro italiano contempora­neo», 1872) К. ос­мыс­ля­ет те­ат­раль­ное ис­кус­ст­во как еди­ный ор­га­низм, раз­ви­ваю­щий­ся па­рал­лель­но с об­ще­ст­вом. В сб-ке пси­хо­ло­гич. но­велл-«порт­ре­тов» «Жен­ские про­фи­ли» («Profili di donne», 1877) и в пер­вом ро­ма­не К. «Джа­чин­та» («Gia­cin­ta», 1879), от­ра­зив­шем влия­ние Г. Фло­бе­ра, П. Бур­же и Э. Зо­ля, оп­ре­де­ли­лись осн. осо­бен­но­сти даль­ней­ше­го твор­че­ст­ва К.: не­обыч­ность пси­хо­ло­гич. кол­ли­зии, до­ку­мен­таль­ная точ­ность в фи­зио­ло­гич. опи­са­ни­ях, ак­цен­ти­ро­ва­ние воз­дей­ст­вия сре­ды на лич­ность. Со­вме­ст­но с Дж. Вер­гой К. вы­ра­бо­тал прин­ци­пы лит-ры ве­риз­ма; уточ­не­нию по­зи­ций ве­риз­ма по­свя­ще­ны кни­ги К. «Очер­ки со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры» («Studi sulla lettera­tura con­temporanea», 1879–82), «Ра­ди ис­кус­ст­ва» («Per l’arte», 1885) и др. В сб-ках рас­ска­зов 1890-х гг. К. об­ра­тил­ся к глу­би­нам под­соз­на­тель­но­го: «Стра­ст­ные ду­ши» («Le Appassionate», 1893), «Кре­сть­ян­ки» («Le paesane», 1894) и др. Наи­бо­лее зна­чит. со­чи­не­ние К. – ро­ман «Мар­киз Рок­ка­вер­ди­на» («Il Marchese di Roccaverdina», 1901), в ко­то­ром эле­мен­ты на­ту­ра­лиз­ма со­еди­ня­ют­ся с влия­ни­ем этич. про­бле­ма­ти­ки «Пре­сту­п­ле­ния и на­ка­за­ния» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го. Си­ци­лий­ские кор­ни твор­че­ст­ва К. ощу­ти­мы в кни­гах ска­зок для де­тей: «Жи­ли-бы­ли» («C’era una volta», 1882) и др., а так­же в ко­ме­ди­ях на диа­лек­те. На рус. язык со­чи­не­ния К. пе­ре­во­ди­лись с 1887.

Лит.: Marchese G. Capuana-poeta della vita. Pa­lermo, 1964; Во­ло­ди­на И. П. Л. Ка­пуа­на и ли­те­ра­тур­ная тео­рия ве­риз­ма. Л., 1975; она же. Пу­ти раз­ви­тия италь­ян­ско­го ро­ма­на: вто­рая по­ло­ви­на ХIХ – на­ча­ло ХХ в. Л., 1980; Capuana verista. Catania, 1984; Pestelli C. Ca­pu­ana novelliere. Povegliano Veronese, 1991; Raya G. Bibliografia di L. Capuana. Roma, 1969.

Вернуться к началу