Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАПНИ́СТ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 29

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин
В. В. Капнист. Гравюра А. Осипова. 1800-е гг.

КАПНИ́СТ Ва­си­лий Ва­силь­е­вич [12(23).2.1758, с. Обу­хов­ка Мир­го­род­ско­го пол­ка – 28.10(9.11).1823, с. Ки­бин­цы Мир­го­род­ско­го у. Пол­тав­ской губ.; по­хо­ро­нен в Обу­хов­ке], рус. по­эт, дра­ма­тург, стат. сов. (1801). Из ро­да Кап­ни­стов. Слу­жил в л.-гв. Из­май­лов­ском (1771–1772) и Пре­об­ра­жен­ском (1773–75) пол­ках. Вхо­дил в лит. кру­жок Н. А. Льво­ва и Г. Р. Дер­жа­ви­на. Мир­го­род­ский уезд­ный пред­во­ди­тель дво­рян­ст­ва (1782–85), пред­во­ди­тель дво­рян­ст­ва Ки­ев­ско­го на­ме­ст­ни­че­ст­ва (1785–87), ор­га­ни­зо­вал тор­жест­вен­ную встре­чу имп. Ека­те­ри­ны II в Кие­ве (март 1787). Ди­рек­тор имп. те­ат­ров С.-Пе­тер­бур­га (1799–1801), ге­не­раль­ный су­дья Пол­тав­ской губ. (с 1802), ди­рек­тор нар. учи­лищ Пол­тав­ской губ. (1802–06). Пол­тав­ский гу­берн­ский пред­во­ди­тель дво­рян­ст­ва (1817–22).

В 1783 по­се­лил­ся в Обу­хов­ке, где с не­боль­ши­ми пе­ре­ры­ва­ми про­жил до са­мой смер­ти. По­на­ча­лу вы­сту­пал как са­ти­рик, опол­чаю­щий­ся на «не­ве­же­ст­во» и «по­ро­ки» («Са­ти­ра I», 1780), и ав­тор ан­ти­кре­по­ст­нич. од («Ода на раб­ст­во», 1783, опубл. в 1806; «Ода на ис­треб­ле­ние в Рос­сии зва­ния ра­ба...», 1786). Позд­нее тя­го­тел к те­мам ча­ст­ной жиз­ни, фи­ло­со­фи­че­ской и сен­ти­мен­таль­ной ли­ри­ке с пре­об­ла­да­ни­ем пес­си­ми­стич. на­строе­ния. Два­ж­ды вы­пус­тил сб-ки сво­их сти­хо­тво­ре­ний (1796, 1806). В по­этич. на­сле­дии К. вы­де­ля­ют­ся анак­ре­он­ти­че­ские и «го­ра­ци­ан­ские» (сво­бод­ные пе­ре­ло­же­ния од Го­ра­ция) оды. В анак­ре­он­ти­че­ской по­эзии К., от­ка­зав­шись от вос­пе­ва­ния на­сла­ж­де­ний, ото­бра­жал бе­зы­скус­ные ду­шев­ные пе­ре­жи­ва­ния, обыч­но ме­лан­хо­ли­че­ские, вы­зван­ные пе­чаль­ны­ми мыс­ля­ми и вос­по­ми­на­ния­ми («На смерть Юлии», «Чи­жик», «При­ют серд­ца» и др.). В «го­ра­ци­ан­ских» одах К. час­то за­ме­нял др.-рим. реа­лии «при­лич­ны­ми на­ше­му вре­ме­ни со­от­но­ше­ния­ми», вво­дя кар­ти­ны рус. при­ро­ды и бы­та, ав­то­био­гра­фич. мо­ти­вы и т. п. («Вре­мя», «Дру­гу мо­ему», «Ода, Ло­мо­но­сов», «Дру­гу серд­ца» и др.). Опыт пе­ре­ло­же­ний из Го­ра­ция уч­тён так­же в позд­них ори­ги­наль­ных одах К., от­ли­чаю­щих­ся бы­то­вой кон­крет­но­стью опи­са­ний («Обу­хов­ка», «При­бли­же­ние гро­зы», обе 1818; «В па­мять бе­ре­ста», 1822).

Са­мое из­вест­ное со­чи­не­ние К.-дра­ма­тур­га – сти­хотв. ко­ме­дия «Ябе­да» (1791–1793, пост. и опубл. в 1798). В це­лом ори­ен­ти­ру­ясь на тра­ди­цию «вы­со­кой» ко­ме­дии клас­си­циз­ма, К. ос­ла­бил лю­бов­ную ин­три­гу, а на пер­вый план вы­дви­нул изо­бра­же­ние кор­руп­ции су­дей­ских чи­нов­ни­ков, мас­шта­бы и раз­нуз­дан­ность ко­то­рой так гро­те­ск­но пре­уве­ли­че­ны, что обык­но­вен­ная са­ти­ра на взя­точ­ни­ков обо­ра­чи­ва­ет­ся фан­тас­ма­го­ри­ей (в чём К. пред­вос­хи­тил не­ко­то­рые чер­ты по­эти­ки «Ре­ви­зо­ра» Н. В. Го­го­ля). Сре­ди др. со­чи­не­ний К.: тра­ге­дия «Ан­ти­го­на» (1811, пост. 1814, опубл. в 1849), сти­хотв. пе­ре­вод «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве» (1809–1813, опубл. в 1950).

Соч.: Избр. соч. Л., 1941; Соч. М., 1959; Собр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1960; Избр. про­из­ве­де­ния. Л., 1973.

Лит.: Бер­ков П. Н. В. В. Кап­нист. Л.; М., 1950; Ма­цай А. И. «Ябе­да» В. В. Кап­ни­ста. К., 1958; XVIII век. М.; Л., 1959. Сб. 4. С. 257–312; Ле­виц­кий А. А. «Ябе­да» Кап­ни­ста: со­ци­аль­ная са­ти­ра или ко­ме­дия нра­вов? // Рус­ская ли­те­ра­ту­ра. 1991. № 2.

Вернуться к началу