Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНЕ́ТТИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 720

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Ромашко

КАНЕ́ТТИ (Canetti) Эли­ас [25.7.1905, Ру­щук (ны­не Ру­се), Бол­га­рия – 14.8.1994, Цю­рих], австр. пи­са­тель, куль­ту­ро­лог. Ро­дил­ся в се­мье евр. пред­при­ни­ма­те­ля. Дет­ст­во и юность про­вёл в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Швей­ца­рии, Гер­ма­нии и Ав­ст­рии; до 1929 изу­чал хи­мию в Вен­ском ун-те. Ис­пы­тал силь­ное влия­ние Кар­ла Крау­са, а так­же твор­че­ст­ва Г. Бюх­не­ра, Н. В. Го­го­ля. Во вре­мя по­езд­ки в Бер­лин ле­том 1928 по­зна­ко­мил­ся с Б. Брех­том, Г. Гросом­, И. Э. Ба­бе­лем. Ин­тел­лек­ту­аль­ная и об­ществ. жизнь Ве­ны и Бер­ли­на на­шла от­ра­же­ние в при­нёс­шем К. из­вест­ность гро­те­ск­но-са­ти­рич. ро­ма­не «Ос­ле­п­ле­ние» («Die Blendung», 1935, рус. пер. 1988), гл. ге­рой ко­то­ро­го, из­вест­ный учёный-си­но­лог Кин (в ран­нем ва­ри­ан­те но­сив­ший фам. Кант), тер­пит по­ра­же­ние в столк­но­ве­нии с ре­аль­ной жиз­нью и впа­да­ет в бе­зу­мие. На­пи­сан­ные К. в нач. 1930-х гг. гро­те­ск­ные пье­сы «Свадь­ба» («Hochzeit», 1932) и «Ко­ме­дия тще­сла­вия» («Die Komödie der Eitelkeit», 1934) бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны лишь в 1964. В 1938 К. эмиг­ри­ро­вал из Ав­ст­рии и по­се­лил­ся в Ве­ли­ко­бри­та­нии, где в 1952 по­лу­чил гра­ж­дан­ст­во. С 1972 жил в Цю­ри­хе. Сво­им осн. тру­дом К. счи­тал со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ние «Мас­са и власть» («Masse und Macht», 1960, рус. пер. 1997), в ко­то­ром, раз­ви­вая идеи Г. Ле­бо­на и З. Фрей­да о пси­хо­ло­гии масс, по­пы­тал­ся вскрыть ан­тро­по­ло­гич. ос­но­вы ме­ха­низ­мов со­ци­аль­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния, пре­вра­щаю­щих лю­дей в «мас­су», по­ка­зал власть как ин­стан­цию, при­сваи­ваю­щую се­бе пра­во ре­шать во­прос о жиз­ни и смер­ти че­ло­ве­ка. Ав­тор кни­ги афо­ри­стич. фраг­мен­тов, сво­его ро­да ин­тел­лек­ту­аль­но­го днев­ни­ка – «Про­вин­ция че­ло­ве­ка: За­пис­ки 1942–1972» («Die Provinz des Menschen: Aufzeichnungen 1942–1972», 1973), ав­то­био­гра­фич. тет­ра­ло­гии – «Спа­сён­ный язык» («Die ge­ret­tete Zunge», 1977), «С фа­ке­лом в ухе» («Die Fackel im Ohr», 1980), «Пе­ре­миги­ва­ние» («Das Augenspiel», 1985), «Ве­че­рин­ка в све­те мол­ний: анг­лий­ские го­ды» («Party im Blitz: die englischen Jahre», посм., 2003) и др. Но­бе­лев­ская пр. (1981).

Соч.: Че­ло­век на­ше­го сто­ле­тия. М., 1990; Werke. Münch.; W., 1993–2005–. Bd 1–5–.

Лит.: Göbel H. E. Canetti. Reinbek, 2005; Ha­nu­schek S. E. Canetti. Biographie. Münch., 2005; E. Canetti: Bilder aus seinem Leben / Hrsg. K. Wachinger. Münch., 2005.

Вернуться к началу