Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЗАНДЗА́КИС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 390

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Марков

КАЗАНДЗА́КИС (Καζαντζάϰης) Ни­кос (18.2.1883, Ирак­ли­он, о. Крит – 26.10.1957, Фрай­бург, Гер­ма­ния, по­хо­ро­нен в г. Ирак­ли­он), греч. пи­са­тель, об­ществ. дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье зем­ле­вла­дель­ца. Учил­ся на юри­дич. ф-те Афин­ско­го ун-та (1902–06), а так­же в Сор­бон­не (1907–08). В 1920–1930-е гг. ра­бо­тал жур­на­ли­стом в раз­ных стра­нах ми­ра, со­здал мно­го­числ. пу­те­вые за­мет­ки. В 1925–27 К. три­ж­ды по­се­тил СССР, впе­чат­ле­ния о по­езд­ках от­ра­зи­лись в его кн. «Мо­ск­ва клик­ну­ла клич» (опубл. на франц. яз., 1931). В 1941–44 жил на о. Эги­на; с 1947 – во Фран­ции и ФРГ, со­труд­ни­чал с ЮНЕСКО. Де­бю­ти­ро­вал но­вел­лой «Змея и ли­лия» («Ὄφις ϰαὶ ϰρίνο», 1906, под псевд. Кар­ма Нир­ва­ми), пье­са­ми «Све­та­ет» («Ξημερώνει», пост. в 1907), «Жерт­во­при­но­ше­ние» («Θυσία», 1910) и др. Ми­ро­воз­зре­ние К. на­шло от­ра­же­ние в трак­та­те «Ас­ке­ти­ка» («Ἀσϰητιϰή», 1927), в ко­то­ром буд­дий­ские мо­ти­вы со­еди­ни­лись с идея­ми Ф. Ниц­ше, А. Берг­со­на, а так­же опы­том анар­хич. со­циа­лиз­ма. Дра­ма­тур­гия К. 1920–30-х гг. от­ли­ча­ет­ся по­вы­шен­ной экс­прес­сив­но­стью, рез­ким про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем ха­рак­те­ров; для неё ха­рак­тер­ны па­фос не­при­ятия ме­щан­ских цен­но­стей и вни­ма­ние к нар. ре­ли­ги­оз­но­сти: пье­сы «Ни­ки­фор Фо­ка» («Νιϰηφόρος Φωϰάς», 1927), «Хри­стос» («Χριστός»), «Одис­сей» («’Οδυσσέας», обе 1928), «Ме­лис­са» («Μέλισσα», 1939), три­ло­гия «Про­ме­тей» («Προμηθέας», все опубл. по­сле 1945) и др. Ус­пех сни­ска­ла со­стоя­щая из 24 пе­сен эпич. по­эма «Одис­сея» («’Οδύσσεια», 1938) на сю­же­ты го­ме­ров­ских по­эм. Свои наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ния К. на­пи­сал в 1940–1950-х гг. По­пыт­кой соз­да­ния идеа­ли­зи­ро­ван­но­го греч. ха­рак­те­ра стал ро­ман «Жизнь и по­хо­ж­де­ния Алек­си­са Зор­бы» («Βίος ϰαὶπολιτεία τοῦ Αλέξη Ζορμπά», 1943, рус. пер. 1998; эк­ра­ни­за­ция М. Ка­коя­ни­са, 1964), гл. ге­рой ко­то­ро­го со­еди­нил в се­бе чер­ты трик­сте­ра и от­шель­ни­ка. Ро­ман «Хри­ста рас­пи­на­ют вновь» («‘Ο Χριστός ξανασταυρώνεται», 1954, рус. пер. 1962) – об­ли­че­ние ли­це­ме­рия и жес­то­ко­сти на ма­те­риа­ле жиз­ни совр. греч. се­ла. Про­тест про­тив ме­щан­ской мо­ра­ли, про­па­ган­да идей «ге­рои­че­ско­го ни­ги­лиз­ма» и са­мо­цен­но­сти бун­та от­ли­ча­ют ро­ман «Ка­пи­тан Ми­ха­лис. Сво­бо­да или смерть» («‘Ο ϰαπετάν Μιχάλης.Ελευτερία ἤ θάνατος», 1953). Не­ор­то­док­саль­ная трак­тов­ка сю­же­тов Свя­щен­но­го Пи­са­ния пред­став­ле­на в ро­ма­не «По­след­нее ис­ку­ше­ние» («‘Ο τελευταῖος πειρασμός», 1952, рус. пер. 1993; эк­ра­ни­за­ция М. Скор­се­зе под назв. «По­след­нее ис­ку­ше­ние Хри­ста», 1988); ро­ман был вклю­чён ка­то­ли­че­ской цер­ко­вью в «Ин­декс за­пре­щён­ных книг» (1954); го­то­вив­ше­му­ся от­лу­че­нию К. от пра­во­слав­ной церк­ви вос­пре­пят­ст­во­ва­ли пат­ри­арх Афи­на­гор I и крит­ский епи­ско­пат. К. – ав­тор бел­лет­ри­зо­ван­ной био­гра­фии Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го «Бед­ня­чок Бо­жий» («̔Ο Φτωχούλης τοῦ Θεοῦ», 1953), ав­то­био­гра­фич. очер­ка «От­чёт для Эль Гре­ко» («’Αναφορά στν Γϰρέϰο », 1956, изд. в 1961), по­этич. сб. «Тер­ци­ны» («Τερτσίνες», изд. в 1960), ки­но­сце­на­ри­ев, рас­ска­зов для де­тей, тру­дов по ис­то­рии рус. лит-ры, пуб­ли­ци­сти­ки, а так­же пе­ре­во­дов на но­во­гре­че­ский яз. «Илиа­ды» и «Одис­сеи» Го­ме­ра (совм. с И. Как­ри­ди­сом), «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те, «Фау­ста» И. В. Гё­те и др. Ме­ж­ду­нар. пр. ми­ра (1956).

Соч.: Θέατρο: Είς 3 τ. Αθήνα, 1955–1956; Грек Зор­ба. М., 2003.

Лит.: Bien P. N. Kazantzakis. N. Y., 1972; Levitt M. P. The cretan glance, the world and art of N. Kazantzakis. Columbus, 1980; Ετεφανάϰης Γ. Αναφορά στον Καζαντζάϰη. Αθήνα, 1997; Wilson C., Dossor H. F. N. Kazantzakis. Nottingham, 1999; Σταύρου Μ. Ο υπαρξιαϰός Καζαντζάϰης. Η μαϰρά πορεία προς τον «Καπετάν Μιχάλη». Αθήνα, 2001.

Вернуться к началу