КАБАРДИ́НО-ЧЕРКЕ́ССКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАБАРДИ́НО-ЧЕРКЕ́ССКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература на кабардино-черкесском языке. Представлена самостоят. лит. традициями двух народов: кабардинцев и черкесов.
История лит-ры кабардинцев (которые вместе с черкесами, абазинами и адыгейцами составляют этнич. общность адыгов, имеющих общие фольклор и худож. культуру) восходит к просветительской деятельности (в 1-й пол. 19 в.) Ш. Б. Ногмова – составителя грамматики кабард. яз., собирателя кабард. фольклора и переводчика на родной язык рус., араб. и тур. поэтов. После создания кабардино-черкес. письменности (1923–24) началось формирование совр. лит-ры; её основоположник – А. А. Шогенцуков. На первом этапе развития лит-ры кабардинцев доминировала поэзия (Б. М. Пачев, Т. М. Борукаев, П. Д. Шекихачев). В 1930-е гг. появились первые прозаич. и драматич. произведения (З. А. Аксиров, М. А. Афаунов, С. М. Кожаев, З. Б. Максидов, Дж. М. Налоев). В сер. 20 в. расцвет переживает революционно-публицистич. и лирич. поэзия (А. П. Кешоков, Б. И. Куашев, А. О. Шогенцуков, А. К. Шомахов, А. А. Хавпачев). В 1950-е гг. совр. проблематика осваивалась в произведениях молодых поэтов Ф. Г. Балкаровой и З. М. Тхагазитова. В прозе сер. 20 в. (Х. Хавпачев, А. О. Шогенцуков, Кешоков) преобладают рассказы и очерки; появляются первая социально-психологич. повесть («Аслан» Х. И. Теунова, 1941), первый кабард. роман («Горцы» А. Т. Шортанова, ч. 1–2, 1954–75). В этот же период активно развивалась драматургия (З. Аксиров, С. Х. Кушхов, П. Т. Мисаков, М. М. Тубаев, А. Шортанов, А. Шомахов). С 1960-х гг. в качестве ведущего эпич. жанра утвердился историч. роман («Вершины не спят» Кешокова, кн. 1–2, 1960–66). Среди писателей последней четв. 20 в. – прозаики М. Эльберд, Т. Адыгов, Х. Бештоков, С. Мафедзев; драматурги Б. Утижев, М. Кармоков; поэты Л. Губжоков, А. Бицуев, Р. Ацканов.
Литература черкесов развивается с 1920-х гг., когда появились первая черкес. газ. «Адыгэ псаукlэ» («Черкесская жизнь», с 1924), первые буквари, учебники и книги на черкес. яз.; началась запись черкес. фольклора. Её родоначальники – Х. К. Абуков, М. П. Дышеков, С. Темиров, И. Амироков, А. Тлюняев, К. Карданов. В 1930-е гг. разрабатывались гл. обр. прозаич. жанры – рассказ, повесть, а также роман («На берегах Зеленчука» Абукова, 1930, – первый черкес. роман; «Зарево» Дышекова, 1934). Становление поэзии ознаменовано выходом коллективного сб. «Стихи молодых поэтов Черкесии» (1939; участники – М. Х. Ахметов, Х. Х. Гашоков, А. Охтов, М. Охтов, К. Унежев). В 1960-е гг. дебютировали поэты А. Ханфенов, В. Абитов, А. Аков, Р. Хахандуков и др. С выходом в свет 1-й кн. историч. трилогии «Отец и сын» Гашокова (1959–68) начался новый этап в развитии черкес. прозы: историч. темы претворены в трилогии «Фатимат» Ц. Коховой (1963–70), романах В. Абитова, М. Ахметова, Х. Братова («Жестокость», 1994), Ф. Хабекировой.