Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИО́СИФ ФЛА́ВИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 580

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Дрейер

ИО́СИФ ФЛА́ВИЙ (Josephus Flavius; евр. имя – Йо­сеф бен Мат­тить­я­ху) (ок. 37, Ие­ру­са­лим – ок. 101, Рим), евр. ис­то­рик, пи­са­тель. Про­ис­хо­дил из знат­но­го свя­щен­ни­че­ско­го ро­да, со­сто­ял (со­глас­но его собств. ут­вер­жде­ни­ям) в род­ст­ве с Хас­мо­нея­ми. По­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние, ев­рей­ское и гре­че­ское. В мо­ло­до­сти примк­нул к фа­ри­се­ям. В воз­рас­те 26 лет от­пра­вил­ся в Рим, что­бы до­бить­ся ос­во­бо­ж­де­ния не­сколь­ких иу­дей­ских свя­щен­ни­ков. Воз­вра­тив­шись в Иу­дею на­ка­ну­не ан­ти­рим­ско­го вос­ста­ния, И. Ф. при­нял сто­ро­ну пар­тии ми­ра, но ко­гда вос­ста­ние (см. Иу­дей­ская вой­на) на­ча­лось (66), при­сое­ди­нил­ся к пов­стан­цам. Ру­ко­во­дил обо­ро­ной кре­по­сти Ио­та­па­та (Йод­фат), ко­то­рая па­ла по­сле 47-днев­ной оса­ды, а сам И. Ф. сдал­ся пол­ко­вод­цу Вес­па­сиа­ну. Пред­ска­зав Вес­па­сиа­ну имп. власть, сни­скал его рас­по­ло­же­ние и в даль­ней­шем был от­пу­щен им на сво­бо­ду (69). Со­про­во­ж­дал оса­ж­дав­шие Ие­ру­са­лим рим. вой­ска и без­ус­пеш­но пы­тал­ся иг­рать роль по­сред­ни­ка ме­ж­ду воюю­щи­ми сто­ро­на­ми. По­сле па­де­ния Ие­ру­са­ли­ма (70) по­се­лил­ся в Ри­ме, по­лу­чил рим. гра­ж­дан­ст­во и де­неж­ное со­дер­жа­ние, а так­же пра­во име­но­вать­ся ро­до­вым име­нем Фла­ви­ев; поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом пре­ем­ни­ков Вес­па­сиа­на.

Все со­чи­не­ния И. Ф. соз­да­ны в Ри­ме и об­ра­ще­ны к об­ра­зо­ван­ной час­ти рим. и греч. об­ще­ст­ва; они но­сят про­све­ти­тель­ский и апо­ло­ге­тич. ха­рак­тер. Со­хра­ни­лось неск. его про­из­ве­де­ний на греч. яз. «Иу­дей­ская вой­на» («Περί τοῦ ’Ιουδαιϰοῦ πολέμου», 75–79), со­стоя­щая из 7 книг и на­пи­сан­ная в двух вер­си­ях – ара­мей­ской (не сохр.) и гре­че­ской, ох­ва­ты­ва­ет ис­то­рию ев­ре­ев от взя­тия Ие­ру­са­ли­ма Ан­ти­охом IV (168 до н. э.) до кон­ца ан­ти­рим­ско­го вос­ста­ния 66–74, ко­то­ро­му по­свя­ще­на б. ч. тру­да. В про­ти­во­по­лож­ность Та­ци­ту, счи­тав­ше­му, что вос­ста­ние но­си­ло все­об­щий ха­рак­тер, И. Ф. пред­ста­вил вой­ну де­лом лишь ра­ди­каль­ных ан­ти­рим­ских кру­гов, су­мев­ших во­влечь в неё на­род, не же­лав­ший вое­вать про­тив рим­лян. Са­мое зна­чит. со­чи­не­ние И. Ф. – «Иу­дей­ские древ­но­сти» («’Ιουδαιϰὴ ἀρχαιολογία», за­вер­ше­но в 93–94), в 20 кни­гах. В нём из­лага­ет­ся ис­то­рия ев­ре­ев с древ­ней­ших вре­мён до ан­ти­рим­ско­го вос­ста­ния. Этот труд был при­зван со­дей­ст­во­вать ис­ко­ре­не­нию пред­убе­ж­де­ний про­тив евр. на­ро­да. В ав­то­био­гра­фии «Жизнь Ио­си­фа» («’Ιωσήπου Βίος») И. Ф. стре­мил­ся оп­рав­дать свои дей­ст­вия во вре­мя Иу­дей­ской вой­ны. Соч. «Про­тив Апио­на» («Πρός πίωνα») за­щи­ща­ет ев­ре­ев и иу­да­изм от на­па­док ан­ти­ев­рей­ски на­стро­ен­ных ав­то­ров.

Не­смот­ря на тен­ден­ци­оз­ность, про­из­ве­де­ния И. Ф. яв­ля­ют­ся цен­ней­шим ис­то­рич. ис­точ­ни­ком. В древ­но­сти и Сред­не­ве­ко­вье они бы­ли пе­ре­ве­де­ны на ряд язы­ков, стали со­став­ной ча­стью хри­сти­ан­ской лит. тра­ди­ции, при­близившись по сво­ему ста­ту­су к со­чи­не­ни­ям от­цов Церк­ви. В Древ­ней Ру­си был сде­лан пе­ре­вод «Иу­дей­ской вой­ны» (11–12 вв.), от­ли­чав­ший­ся вы­со­ки­ми лит. дос­то­ин­ст­ва­ми и ока­зав­ший влия­ние на ста­нов­ле­ние др.-рус. ли­те­ра­ту­ры.

Соч.: Opera / Ed. B. Niese. B., 1885–1895. Vol. 1–7; О древ­но­сти иу­дей­ско­го на­ро­да: Про­тив Апио­на. СПб., 1895; Иу­дей­ская вой­на. М.; Ие­ру­са­лим, 1993; Иу­дей­ские древ­но­сти: В 2 т. Рос­тов н/Д., 2000; «Ис­то­рия Иу­дей­ской вой­ны» Ио­си­фа Фла­вия. Древ­не­рус­ский пе­ре­вод. М., 2004. Т. 1–2.

Лит.: Ме­щер­ский Н. А. «Ис­то­рия Иу­дей­ской вой­ны» Ио­си­фа Фла­вия в древ­не­рус­ском пе­ре­во­де. М.; Л., 1958; Josephus-Studien: Un­ter­suchungen zu Josephus, dem antiken Juden­tum und dem Neuen Testament. Gött., 1974; Feld­man L. H. Josephus and modern scholarship (1937–1980). B.; N. Y., 1984; Bilde P. Flavius Josephus between Jerusalem and Rome. His life, works and their importance. Sheffield, 1988; Studies in Josephus and the varieties of ancient Judaism. Leiden, 2006.

Вернуться к началу