Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗУ́ДЕРМАН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 588

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв

ЗУ́ДЕРМАН (Sudermann) Гер­ман (30.9.1857, дер. Мат­цик­кен, близ Ме­ме­ля, Вост. Прус­сия – 21.11.1928, Бер­лин), нем. дра­ма­тург, про­за­ик. Ро­дил­ся в се­мье пи­во­ва­ра-мен­но­ни­та. Учил­ся в ун-тах Кё­нигс­бер­га, Бер­ли­на. Как жур­на­лист пе­ча­тал­ся с 1882. З. – один из пред­ста­вите­лей нем. на­ту­ра­лиз­ма; адап­ти­ро­вал к за­про­сам мас­со­вой ау­ди­то­рии под­ня­тую Г. Иб­се­ном этич. про­бле­ма­ти­ку, а позд­нее ниц­ше­ан­скую апо­логию силь­ной лич­но­сти. Де­бю­ти­ро­вал сб. рас­ска­зов «В су­мер­ках» («Im Zwie­licht», 1886); ус­пе­хом поль­зо­ва­лись ро­ма­ны «Гос­по­жа За­бо­та» («Frau Sorge», 1887) и «Ко­ша­чья тро­па» («Katzensteg», 1890). Сла­ву З. при­нес­ли се­мей­ная дра­ма «Честь» («Die Ehre», 1889), а так­же пье­сы «Ги­бель Со­до­ма» («Sodoms Ende», 1891) – о раз­вра­щаю­щем воз­дей­ст­вии на ху­дож­ни­ка сре­ды бер­лин­ских ну­во­ри­шей – и «Ро­ди­на» («Heimat», 1893; за пре­де­ла­ми Гер­ма­нии ста­ви­лась под назв. «Ма­гда») – об оболь­щён­ной де­вуш­ке, став­шей зна­ме­ни­той пе­ви­цей, кон­флик­те от­цов и де­тей. В пье­сах З. со­че­та­ют­ся зло­бо­днев­ные те­мы (кон­фликт пат­ри­ар­халь­но­го и со­вре­мен­но­го жиз­нен­ных ук­ла­дов, амо­ра­лизм выс­ших сло­ёв об­ще­ст­ва, жен­ская эман­си­па­ция) с сю­жет­ной за­ни­ма­тель­но­стью, ме­ло­дра­ма­тич­но­стью. Не­смот­ря на уп­рё­ки в не­са­мо­стоя­тель­но­сти и сен­ти­мен­таль­но­сти, З. был од­ним из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных дра­ма­тургов сво­его вре­ме­ни. В даль­ней­шем эво­лю­цио­ни­ро­вал в сто­ро­ну нео­ро­ман­тиз­ма и сим­во­лиз­ма [цикл од­но­акт­ных пьес «Об­ре­чён­ные на смерть» («Morituri», 1896); дра­мы «Три пе­ра» («Die drei Rei­herfedern», 1898), «Ио­анн» («Johan­nes», 1898) и др.]. Ав­тор ро­ма­на «Бы­лое» («Es war», 1894), сб. но­велл «Ли­тов­ские ис­то­рии» («Litauische Geschichten», 1917) и др. З. был по­пу­ля­рен в Рос­сии, ока­зал влия­ние на А. П. Че­хо­ва.

Соч.: Cобр. соч. СПб., 1906. Т. 1–7; Romane und Novellen. Stuttg., 1919. Bd 1–6; Drama­tische Werke. Stuttg., 1923. Bd 1–6; Собр. дра­ма­ти­че­ских соч.: В 2 т. М., 1928.

Лит.: Kuhn D. H. Sudermann. Marbach, 1978; H. Sudermann: Werk und Wirkung. Würz­burg, 1980; Leydecker K. Marriage and divorce in the plays of H. Sudermann. Fr./M. a. o., 1996; Salzburger W. H. Sudermann, «Heimat». W., 1997.

Вернуться к началу