Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗО́РИН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 565

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Монисова

ЗО́РИН Ле­о­нид Ген­ри­хо­вич (р. 3.2.1924, Ба­ку), рус. пи­са­тель, сце­на­рист. Из семьи слу­жа­щих. Окон­чил фи­ло­ло­гич. ф-т Азер­бай­джан­ско­го ун-та в Ба­ку (1946), за­оч­ное от­де­ле­ние Лит. ин-та им. М. Горь­ко­го в Мо­ск­ве (1947). C 1948 жи­вёт в Мо­ск­ве. Де­бю­ти­ро­вал дет­ской кни­гой сти­хов (1934), ко­то­рая бы­ла от­ме­че­на М. Горь­ким. Ав­тор св. 40 раз­но­жан­ро­вых пьес, сре­ди ко­то­рых: «Мо­ло­дость» (1949), «От­кро­вен­ный раз­го­вор» (1953), «Вар­шав­ская ме­ло­дия» (пост. в 1967), «Де­каб­ри­сты» (пост. в 1967), «Мед­ная ба­буш­ка» (пост. в 1975), «По­кров­ские во­ро­та» (1974, эк­ра­ни­зи­ро­ва­на М. М. Ко­за­ко­вым, 1982), «Цар­ская охо­та» (1978, эк­ра­ни­зи­ро­ва­на В. В. Мель­ни­ко­вым, 1990), «Со­юз оди­но­ких сер­дец» (1991, пост. в 1992), «Мань­як» (2000), «Ро­ко­вая опе­чат­ка» (2003), «Не­ви­дим­ка» (2004) и др. Пье­сы З. не­из­мен­но поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­стью у зри­те­лей, од­на­ко в сов. пе­ри­од офи­ци­аль­ная ре­ак­ция на них бы­ла сдер­жан­ной, а ино­гда и от­ри­ца­тель­ной [сня­ты с ре­пер­туа­ра пье­сы «Гос­ти» (1953, пост. в 1954), со­дер­жав­шая кри­ти­ку пар­тий­ной но­менк­ла­ту­ры, и «Рим­ская ко­ме­дия» («Ди­он») (1964, пост. в 1965) – о слож­ных от­но­ше­ни­ях ху­дож­ни­ка и вла­сти]. Для З.-дра­ма­тур­га ха­рак­тер­но ост­рое чув­ст­во со­вре­мен­но­сти, на­стой­чи­вое стрем­ле­ние по­с­тичь как за­ко­но­мер­но­сти ис­то­рии, так и не­из­мен­ные ка­че­ст­ва че­ло­ве­че­ской при­ро­ды. Его мас­тер­ст­во про­яви­лось пре­ж­де все­го в изящ­но по­стро­ен­ных, ди­на­мич­ных диа­ло­гах, где па­ра­док­саль­но со­че­та­ют­ся тон­кий юмор и грусть, горь­кая иро­ния и на­де­ж­да. Ав­тор рас­ска­зов, ки­но­сце­на­ри­ев, по­вес­ти «Глав­ная те­ма» (1981), ро­ман­ной три­ло­гии [«Ста­рая ру­ко­пись» (1980), «Стран­ник» (1984), «Зло­ба дня» (1992)], ро­ма­нов «Трез­вен­ник» (2001), «Юпи­тер» (2002), «Сан­са­ра» (2004), ме­муа­ров «Аван­сце­на. Запис­ки дра­ма­тур­га» (1995), «Зе­лё­ные тет­ра­ди» (1999), а так­же ста­тей о клас­сич. и совр. те­ат­ре, о пси­хо­ло­гии твор­че­ст­ва, о вы­даю­щих­ся дея­те­лях сце­ны.

Соч.: Из­бран­ное: В 2 т. М., 1986; Про­пав­ший сю­жет. Ци­та­та. (Пье­сы). М., 1988; По­кров­ские во­ро­та: По­вес­ти и ро­ма­ны: В 2 т. М., 1993.

Лит.: Но­ви­ков В. Ре­жис­су­ра сю­же­та и сти­ля (Те­атр Л. Зо­ри­на) // Но­ви­ков В. Диа­лог. М., 1986.

Вернуться к началу